Анатолий Гусев (gusev_a_v) wrote,
Анатолий Гусев
gusev_a_v

Categories:

Панемюнде против Билимбая! Чья возьмет?

20 февраля 1942 в поселке Билимбай прогремел взрыв. Взлетел на воздух стенд с ракетным двигателем к истребителю БИ-1. Самолет конструировался и строился в поселке Билимбай в годы Великой Отечественной войны. Двигатель для немецкого аналога этого самолета - Ме-163 испытывался в исследовательском ракетном центре третьего рейха в Пенемюнде, где численность только основного персонала достигала 15 000 человек.



В Панемюнде имелась самая мощная в Европе аэродинамическая труба, крупнейший завод по производству жидкого кислорода и т.д.
Отдельные узлы Ме-163 поставлялись с многочисленных заводов по всей Германии, сборка осуществлялась в Шварцвальде. Готовые самолеты перевозились на тщательно охраняемых ж/д платформах в Лечфельд, где их облетывали гражданские пилоты, а потом их поставляли в люфтваффе.


Самолет Ме-163

Что касается февральского взрывав Билимбае, то тогда пострадали А. В. Палло и Г. Я. Бахчиванджи, были повреждены стенд и двигатель. Однако уже в марте испытания были продолжены. В распоряжении автора имеется рукопись известного уральского журналиста Юрия Коньшина. В ней он вспоминает свое военное детство и то, как ему, тогда ребенку, проживавшему в Билимбае, запомнились события, связанные с созданием БИ-1.
Далее цитата:
«Под развесистыми березами, обступившими церковь шла сборка первых советских боевых автожиров. И ребята, старше нас всего на три – четыре года, сами вытачивали для них детали.

____________________

Для справки
В Билимбае в годы войны производился ремонт (и, возможно, производство) первых в мире боевых автожиров А-7, конструкции Н.И. Камова. Отряд автожиров, организованный Главным артиллерийским управлением, действовал в составе 24-й армии в районе города Ельня и базировался одно время на аэродроме в деревне Подопхай. Летчики отряда под командованием старшего лейтенанта Трофимова совершили целый ряд боевых вылетов для корректировки артогня и в тыл противника к партизанам. Полёты проводились днём и ночью.
_____________________

Происходило это все под аккомпанемент споров известных ныне все миру авиаконструкторов. Мастера оружейники в цехах старого завода колдовали над корпусами реактивных снарядов. И однажды, мальчишки с соседней улицы попали под настоящий артобстрел – реактивные снаряды испытывались за огородами, у ключика.

____________________
Для справки
В Билимбае конструкторами М.Л. Милем и С. В. Пасхиным был сконструирован первый советский станковый реактивный гранатомет ПМ-82, который стрелял реактивными снарядами РС-82. Гранатомет в серию не пошел из-за отсутствия кумулятивного заряда к РС-82.
_____________________


Станковый гранатомет конструкции М. Миля. Фото сделано в Билимбае

Вместе со взрослыми мы уважительно провожали взглядами летчика в кожаной куртке, будущего Героя Советского Союза Григория Бахчиванджи.
В тесной деревянной клетушке на берегу билимбаевского пруда испытывался на земле «ревун» - двигатель для первого советского ракетного истребителя БИ-1.


Самолет БИ-1

Движок, похожий на положенный набок огромный горшок-чугунок с подведенными к нему трубопроводами, выпускал шлейф копоти, вибрирующее басовито орал на всю округу.
Летчик, отделенный от двигателя бронеспинкой, передвигал рычаги, регулируя подачу топливной смеси, а стоящие поодаль люди (теперь их имена тоже известны всем и каждому – А. Исаев, А. Палло, В. Болховитинов) что-то подсказывали ему.

А потом, отключив «ревуна» все шли в заводскую столовку.
И кто-то из них однажды почти пророчески пошутил:
«А что, ведь вот на этой самой «билимбаихе» (имеется ввиду жиденький суп с лапшой из черной муки), которая так не важно подкрепляет клетки нашего мозга калориями, да на нашем энтузиазме, ты, Бахчи, еще и «за воздух» слетаешь».

Бахчиванджи не довелось взлететь «за воздух», то есть, в космос. Он погиб при испытаниях истребителя БИ-1. Но он сделал один из первых шагов по тропе, которой прошел позднее Юрий Гагарин, который, кстати, очень уважительно отзывался о Г. Бахчиванджи.
А фотокопии чертежей и рисунков первого реактивного двигателя, самолета БИ-1 и летчика, сейчас хранятся в заводском музее».
________________________

Для справки
По словам старожилов в советские годы музей находился в здании Свято-Троицкой церкви. В 90-е годы XX века, здание было передано верующим. Коллекция музея потом перемещалась по различным помещениям и, в итоге, значительная ее часть была утрачена.
_________________________



Здание церкви Билимбая, где работали авиаконструкторы, а позднее располагался музей...

В заключение следует ответить на вопрос, поставленный в заголовок: «Панемюнде против Билимбая! Чья возьмет?»
Ответ: ничья!
Оба самолета: советский БИ-1 и немецкий Ме-163 «Комета» пошли в серию. Однако БИ-1 на вооружение принят не был, в боях не участвовал. Построенные самолеты разобрали. Немцы в конце войны пытались свои «Кометы» применить в бою. В основном неудачно. Принцип ракетного двигателя БИ-1 и Ме-163 не позволял самолетам находиться в воздухе длительное время, а потому пилоты просто не успевали выйти на перехват вражеского самолета, догнать его, маневрируя сбить, а потом вернуться на аэродром…

Однако опыт создания этих самолетов сослужил хорошую службу в деле разработки ракетоносителей для первых полетов в космос!

Газета "Толкучка" от 28 февраля 2020г.
Анатолий Гусев
Tags: Билимбай, Великая Отечественная война, Свердловская область, Урал, военное дело, краеведение, промышленность
Subscribe

Posts from This Journal “Билимбай” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments