Анатолий Гусев (gusev_a_v) wrote,
Анатолий Гусев
gusev_a_v

Category:

Древние боги Чусовой. Шайтаны

Священник Васильево-Шайтанского завода (ныне Первоуральск) Александр Топорков о происхождении главных первоуральской топонимов сообщал следующее:
«Место, где ныне устроена главная плотина и существует пруд, было когда-то пустынным, непроходимым, обитаемое лишь дикими зверями; поэтому башкиры и дали ему название Шайтан-лог, т.е. Чертов лог, а отсюда произошло название как речки Шайтанки и самого Шайтанского завода».

Казалось бы, объяснение исчерпывающие.
Но!
В Башкирии есть знаменитое племя кудейцев. И в этом племени особо выделяется род Шайтан. К этому роду, кстати, относится и башкирский национальный герой Салават Юлаев.



Получается влиятельный род знаменитого башкирского племени назывался «чёртом»? Может быть люди как раз из этого рода жили на том месте, где впоследствии построен Шайтанский завод?

В этом случае Шайтан-лог объясняется просто: «лог, где жил род Шайтан».

Однако поздние места обитания племени кудейцев расположены далеко от нынешнего Первоуральска. А по сведениям Топоркова после покупки у них земли, башкиры из Шайтан-лога перебрались на озеро Иткуль. Это от нынешнего Салаватовского района (в который теперь входит Шайтанская волость) дальше, чем до Первоуральска (бывшего Шайтанского завода).

Не менее запутанная история и с нашей красавицей Чусовой, которая из-за урбанизации, уже не такая красавица, как прежде.

Например один из местных краеведов написал, мол, обитатели здешних мест называли реку Чус-ва, что означает «быстрая вода».

И всё понятно, вроде.

Но «ва» – это «вода» по-пермяцки. Таких названий на Урале масса: Косьва, Сосьва, Лозьва и т.д. Значит до прихода русских обитателями здешних мест были коми-пермяки?

Но сначала о «шайтанах». Почему род одного из самых влиятельных башкирских племен назван столь нехорошим словом башкирские историки задаются давно. По мнению одного из них, этноним шайтан – позднего происхождения и возник он для обозначения иноплеменных или точнее иноверческих групп в составе башкир, в данном случае кудейцев.

В частности, Р. Г. Кузеев пришел к выводу об угорском происхождении данного подразделения племени Кудей. Шайтан-кудейцы, по его мнению, были потомками язычников-угров, за что и получили прозвище «шайтан».

Однако современные генетические исследования эту версию не подтверждают.

Краевед, историк, археолог и фольклорист XIX в. Р. Г. Игнатьев писал:

«Златоустовского уезда, близ башкирской деревни Улькундов, Мурзаларской волости, есть два городища, самими башкирами называемые чудскими и шайтангородищами; по их преданиям, эта чудь – неверный народ, знавшийся с сатаной и Бог за это его искоренил с лица земли. Чудь погибла, но дьявольская волшебная сила и теперь владеет над здешним местом и оберегает зарытые и заклятые клады на две тысячи лет. Из страха давно уже перестали башкиры косить сочную траву около городищ; смельчакам же кладоискателям являлись демоны в остроконечных колпаках». Вероятно, одно из таких «шайтан-городищ» находилось и в вотчинах Шайтан-Кудейского аймака, почему эта волость получила такое необычное название…»

Схожей версии придерживается и исследователь уральской топонимики А.К Матвеев. Он писал:

«…в Свердловской области деревень и урочищ Шайтан, Шайтанка, Шайтановка десятки. Есть они и в Пермской ив Тюменской областях. Нанесли их на карту и оказалось, что особенно много таких названий в среднем течении Чусовой, верхнем течении Туры и Пышмы, то есть там, где часто встречаются топонимы, от прежнего наименования манси –вогулы (река Вогулка, гора Вогульская). А ведь шайтанами тюрки –мусульмане, а затем и русские первопроходцы называли языческих богов коренного населения Урала и Сибири. Вот вам и новое доказательство исторического пребывания манси (вогулов) на этой территории».

По мнению Матвеева жили в наших краях, ныне уже исчезнувшие южные манси.

Основными видами деятельности их были охота, рыбная ловля и оленеводство. Северные олени ещё в XIX веке не были редкостью. На это, в частности указывал и вышеупомянутый Александр Топорков.

Ну, а раз были манси, значит были и шайтангородища, вроде тех что в Башкирии.

Следовательно с юга здесь были башкирские земли, севера – мансийские (вогульские). Отчего же Чусовая названа на языке коми? Выходит на землях ныне входящих в территорию первоуральского городского округа жили вперемешку манси, башкиры и пермяки?

У Матвеева другое мнение: в период, когда со стороны Перми на Средний Урал шли русские первопроходцы, проводниками у них были коми-пермяки. И русские записывали топонимы так, как им их называли пермяки.

Поэтому в Челябинской области например, названия озер закачиваются на «куль»: Чебаркуль, Иткуль, Аракуль, а по-башкирски «куль» — озеро, на Урале так же, часто встречаются озера названиями на языке коми: Гачаты, Ручты, Юсьты. На языке коми озеро «ты».

А на языке манси озеро –«тур». Отсюда Синтур, Магылтур, Сорттур…

Анатолий Гусев

(Продолжение следует…)
Tags: Первоуральск, Свердловская область, Урал, история, краеведение
Subscribe

Posts from This Journal “краеведение” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments