Анатолий Гусев (gusev_a_v) wrote,
Анатолий Гусев
gusev_a_v

Categories:

Изгнание шайтана уральскими марийцами

Слово «шайтан» от которого пошли многочисленные топонимы «Шайтанка», означающее черта, вошло в культуры разных народов Урала. В частности обряд «прогнание шайтана» бытовал у уральских марийцев, несколько тысяч которых до сих пор проживают в Свердловской области, главным образом, на территории Ачитского района.



В селах Марийские Карши и Верхний Потам и поныне проводятся праздник борозды – Ага Пайрем. У марийцев в марийской республике «праздник плуга» называется агавайрем.

Современные марийцы празднуют свои национальные праздники несколько иначе чем в старину.

Русские исследователи, зачастую, называли праздник черемисов (так в досоветское время называли марийцев) Ага- байрем. В ходе этого праздника марийцы совершали обряд «прогнания шайтана». Начинался праздник в четверг. Вот как описывал этот обряд в «Пермской летописи» Василий Шишонко в 1864 году в Красноуфимском уезде…

«…подходят к огню, некоторые берут по головне и, обошедши с ними вокруг огня, втыкают оные в землю, в уверенности, что воткнули в сердце шайтана (злого духа); потом, взяв ещё по головне, идут с ними по направлению к деревне и взмахнув несколько раз, бросаются и бегут в деревню выгонять шайтана.

В этот момент добрые и скромные черемисы превращаются в беснующихся и одуревших шайтан-пастраш. С неистовым шумом и криками вбегают они в деревню и, схватив палки, а другие сев на лошадей, стукают в стены домов, службы и проч; в это же время артисты их играют на духовной музыке (камышовая дудка с пузырем – род волынки) и бьют в барабаны; иные стреляют в мнимого шайтана из ружей; хозяева же домов, которым нахлынет такая толпа, подчуют пивом и подают яйца и особо испеченными к этому празднику пшеничные шарики.

Случается, что к толпе, выгонявшей шайтана, пристанет какой-нибудь проказник из русских и тут же бегая с палкой, старается что-нибудь расшибить, охлестать веники и проч., под предлогом помочь выгнать шайтана.

Проводив шайтана за деревню и разложив там огонь, черемисы молятся у него, потом перескакивают через огонь, отряхивая одежду, в чаянии выжить оттуда шайтана; втыкают тут же в землю (в мнимого шайтана) ножик; после сего из собранных яиц три бросают на воздух: одно на восток, другое на полдень, а третье на север, для того, чтобы сюрем (тоже злой дух) не ходил; потом одно яичко закапывают в землю, а остальные затем делят между собой и затем уже расходятся по домам.

В наступившее затем утро, т.е. в пятницу черемисы вымывшись в бане и одевшись в чистые одежды, отправляются к часу олдинадцатому утра на гору, куда берут с собой блинов и пива.

Здесь обыкновенно разложив огонь и перед ним кушанья, молятся на полдень становясь на колени все, кроме муллы (муллой у марийцев называли старика, знающего и чтущего традиции), просят урожая, здоровья и всякого благополучия, чтобы не было войны, солдатчины (рекрутского набора), и не увеличивались повинности; молятся так же за царя и просят бога (юмо) дать ему благополучного в своем царстве царствования, величавая при этом государя-императора: олянды кугужа (царь земли) и ошку кугужа (белый царь».

Фото из соцсетей
Tags: Свердловская область, Урал, краеведение
Subscribe

Posts from This Journal “краеведение” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment