Анатолий Гусев (gusev_a_v) wrote,
Анатолий Гусев
gusev_a_v

Categories:

Прибалтийский тигр. Автомобили Эстонии

В XX веке, особенно в первой её половине, одним из мерил благосостояния страны становятся автомобили. Напомню, в Российской империи, которая, как говорит президент России В.В. Путин, показывала беспрецедентный рост экономики, полноценного автомобилестроения не было.
К началу первой мировой войны на территории Российской империи имелся только один Русско-Балтийский вагонный завод, занимавшийся сборкой автомобилей.
По существу, это было полукустарное производство из импортных деталей. Самая массовая модель С, была выпущена в количестве 347 экземпляров. Находился этот завод как раз в Прибалтике, в Риге.
Осень 1915 года завод был эвакуирован. И на этом историю довоенного «прибалтийского» автомобилестроения можно считать законченной.
После Октябрьской революции и гражданской войны наиболее развитые западные губернии Российской империи стали самостоятельными государствами.


Парковка у замка Ору, во время визита президента Финляндии в Эстонию (1936-й год)

Это, были территории, ещё раз подчеркну, с самым высоким уровнем жизни в империи!!!

В то время, как Россия «совершила историческую ошибку» и пошла по пути социалистического развития, «прибалтийские тигры» в том числе и Эстония, ошибки не совершили и законсервировали у себя капиталистические отношения.
Поэтому и ситуация с автомобилями там была иная, чем в раннем СССР.

Алексей Васильев, из Таллина, который ездит на «Порше», пишет: «…в 1940-м году когда, Эстония вступила в состав СССР в ней было 1 054 000 жителей, хорошо что есть архивы, что бы составить представление каков был автопарк Эстонская Республика, в которой свободно можно было купить любую марку автомобилей, в отличие от СССР (где только бонзы могли ездить на собственном авто, и хорошо если на импортном)».

Хорошо это, когда ездишь на импортном и не имеешь своего, или не хорошо, ещё обсудим. Но сначала о цифрах, которых эстонский патриот Васильев не знает.


Похоже, хибара на заднем плане имеет надпись "ресторан"...

В 1937 году в Эстонии имелось:
Легковых автомобилей – 2660 шт.
Грузовых автомобилей – 1849 шт.
Мотоциклов – 2131 шт.
Велосипедов – 132090 шт.

Если верить Васильеву, то большая часть этого автопарка была представлена марками: «Форд», «ДКВ», «Опель», «Шевролет», «Рено», «Ситроен», «Мерседес Бенц» и другие.
Какие модели данных марок преобладали, какого года выпуска – не известно. Поэтому понять сколько из них было легковых, сколько грузовых, сколько дорогих, сколько новых – нельзя.
Согласно данным эстонских экономистов того времени, закупки легковых и грузовых автомобилей в 1937 году были произведены на 3,7 млн эстонских крон.

Значительно вырос так же импорт велосипедов.
По мнению эстонских экономистов этот факт указывал на выдающий рост благосостояния широких слове населения Эстонии. Всего было импортировано более 21 000 велосипедов на общую стоимость 1,4 миллиона эстонских крон.
Таким образом получаем среднюю цену велосипеда – 66,6 крон.

Напомню, в ту пору заработная плана 40 крон в месяц в Эстонии считалась хорошей зарплатой.



Исключительно для сопоставления приведу цену одной из самых популярных моделей автомобилей 30-х годов, стоимость которой известна: Shecrolet Master Ltlux импортеру стоил примерно 3120 эстонских крон. Чтобы купить такой автомобиль эстонский рабочий на хорошем предприятии должен был откладывать зарплату 78 месяцев!

И это без учета торговой наценки.
Поэтому если в СССР «только бонзы могли ездить на собственном авто, и хорошо если на импортном», то кто ездил на авто в Эстонии – легко догадаться.



Впрочем, все эти расчеты имеют лишь познавательное значение, но ни в какой мере не объясняют суть вопроса.
Произошел ли взрывной рост экономики в самых богатых частях Российской империи, которые после стали самостоятельными буржуазными государствами?

Если брать за критерий количество автомобилей, то и в странах Прибалтики, и в Польше наблюдалась явная деградация. Несколько лучше смотрелась только Финляндия, которая и в имперские времена де-факто была отдельным государством и имела несопоставимый с русскими губерниями уровень жизни.

В СССР в 1937 году 1 автомобиль приходился примерно на 208 человек. Этот показатель несколько лучше, чем в Эстонии (250/208), вдвое лучше, чем в Латвии (412/208), почти в шесть раз выше, чем в Литве (1230/208), в шесть раз выше, чем в Польше (1248/208) и почти в два раза хуже, чем в Финляндии, но уже в который раз повторюсь, Финляндия частью Российской империи была лишь номинально.

Соответственно, ни одна из частей бывшей Российской империи, выбравших буржуазный путь развития, не смогла догнать, прежде отсталую чем они, но рванувшую вперед Советскую Россию.


Бьюйк президента Пятса, сзади едет генерал Лайдонер на Кадиллаке

Можно, конечно, возразить, что относительно высокий показатель количества автомобилей в СССР формируется за счет грузовиков.
Да!
Но подсчет моторов на душу населения в качестве показателя развития общества придумали западные экономисты. Ну и, во-вторых, кране низкий показатель обеспеченности Эстонии грузовыми автомобилями говорит лишь о том, что небольшая горстка населения этой страны числом не более 2660 человек имели легковые автомобили. С членами семьи это порядка 10 тыс. человек. Остальные 1 млн. 20 тыс. жителей Эстонии перевозили грузы на клячах и быках. А ещё чаще – на своём горбу.

А картинки эстонских автомобилей, вполне себе ничего…

Фото автомобилей отсюда

Начало здесь: Прибалтийский тигр. Эстонская валюта
Tags: Прибалтика, повседневность, уровень жизни, эпоха Сталина
Subscribe

Posts from This Journal “повседневность” Tag

  • Смерть младенцев при царе-батюшке…

    Я себя не отношу к долгожителям, однако хорошо помню рассказы отца, детство которого приходилось на первые советские годы о том,…

  • Коклюш как признак голода?

    Нынешние выкрутасы с медицинской статистикой я не понимаю, ни как бывший медик, ни как историк. Казалось бы, коронавирус к…

  • Отвечаем за базар

    Шарташский рынок в 30-е годы. Фото: 1723.ru Уже восемь лет Первоуральск живет без вещевого рынка. Ничего страшного в связи с его…

  • Сталин: повысить зарплату на 20 процентов

    О том какие титанические усилия прилагало советское правительство для восстановления народного хозяйства на территории Украины,…

  • Высокие стандарты: стюардессы разных стран

    «Надежная, как весь гражданский флот» — такой представлялась идеальная стюардесса, с подачи Владимира Высоцкого, жителям СССР. Сегодня ничего не…

  • Автомат с газировкой

    Чудо инженеров Исакова и Агрошкина Газированная вода полюбилась гражданам Страны Советов в 1930-е годы, когда приобрести порцию…

  • Человек с ружьём

    Картинка lavky.com Наткнулся в топе дзена на очередные разглогольствования антисоветчиков на тему того, что придя к власти…

  • Про пачпорт или ликбез для антисоветчиков

    Очередь украинцев на границе с Польшей Я понимаю, что совершенно бесполезно с помощью ЖЖ бороться с публикациями проплаченными в…

  • Идеальное место

    Где-то в середине 70-х родители взяли меня в «поход» - отдохнуть с ночевкой в палатке на берегу Дона. Дело было возле станицы Мелиховская. Там…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments