gusev_a_v

Categories:

Почему газогенератор не спас третий рейх?

В отличие от российской историографии, западная историография считает едва ли не главным фактором победы над государствами «оси», англо-американские бомбардировки. Их версия истории многократно повторяемая в СМИ, гласит, что третий рейх «сдулся» потому что бравые англо-американские ВВС уничтожили немецкие заводы по производству синтетического сырья - немецкие танки встали и победа сама упала в руки союзников. Но я не про пропаганду, а про газогенератор…

Высокая труба за кабиной, вроде печки-голландки - это и есть газогенератор
Высокая труба за кабиной, вроде печки-голландки - это и есть газогенератор

Накануне войны в некоторых странах большое внимание уделялось газогенераторным установкам, позволявшим в качестве топлива автомобилей, тракторов и даже военной техники использовать дрова, уголь, торф…

Особенно много такой техники производилось в СССР. В первую очередь это ЗИС-21 на базе знаменитого ЗИС-5, и ГАЗ-42, на базе не менее знаменитого ГАЗ-АА.

Использовались машины на дровах в основном в регионах СССР, где много леса, а транспортировка нефтепродуктов либо затруднена, либо не выгодна. Например газогенераторные автомобили УралЗИС-352Л активно применялись и у нас на Урале. Причем довольно долго.

Найти старожилов, которые эти автомобили видели, пользовались ими, ездили на них до сих пор в Свердловской области не сложно.

ГАЗ-42
ГАЗ-42

Однако в Красной армии газогенераторные автомобили применения не нашли. Если они и использовались, то эпизодически, как не штатная техника.

Однако меня заинтересовало применение газогенераторной техники по другую линию фронта: в государствах оси. Там проблемы с горючим для двигателей внутреннего сгорания были куда более острыми чем в СССР.

Особенно это было заметно по Финляндии, где много дров и нет нефти. Там даже на военные автомобили ставили газогенераторы.

Финны на газогенераторных грузовиках
Финны на газогенераторных грузовиках

Но не буду тратить время на Финляндию, что там, в Дойчланде?

Если верить Википедии, в Германии было построено за годы войны 300 тыс. автомобилей с газогенераторами. В тоже время Википедия уверяет, что военных грузовиков в Германии за время второй мировой войны было построено чуть более 345 тыс. штук. 

Есть, правда, совершенно другие данные. Вот здесь, например, утверждается, что только в одном 1941 году в Германии было произведено 333 тысячи автомобилей, в оккупированных странах – 268 тысяч, а союзниками Третьего рейха было выпущено еще 75 тысяч автомобилей.

Причем, если судить по фото, то газогенераторными в Германии делали не только грузовики, но и автобусы, легковушки и даже военную технику.

Французский грузовик «Berliet» на службе в вермахте, оснащенный газогенераторной установкой/Фото: fishki.net
Французский грузовик «Berliet» на службе в вермахте, оснащенный газогенераторной установкой/Фото: fishki.net

Теоретически, как мне представляется, фашистское руководство, поняв что война затягивается, должно было начать перевод строительство, сельское хозяйство, гражданскую промышленность на двигатели с газогенераторами, ибо недостатка угля в Германии не было всю войну. И если проблемы в самом конце возникали, то исключительно из-за разрушения логистики.

Немецкие солдаты у газогенераторного грузовика «ФОРД». Грузовики "Форд" выпускались и в Германии почти всю войну/Фото: fishki.net
Немецкие солдаты у газогенераторного грузовика «ФОРД». Грузовики "Форд" выпускались и в Германии почти всю войну/Фото: fishki.net

Можно ведь газогенераторы было поставить не только на автомобили, но и на тракторы и другую технику.

Газогенераторный автобус «VOMAG» на службе в люфтваффе/Фото: fishki.net
Газогенераторный автобус «VOMAG» на службе в люфтваффе/Фото: fishki.net

Лично я думаю, что проблемы с горючим в Германии в годы войны западными историками не просто преувеличиваются, а гиперболизируются в угоду политической конъектуре, чтобы показать большой вклад в дело победы, англо-американских бомбардировок.

Но относительно небольшой выпуск газогенераторных автомобилей говорит о том, что практически до самого конца войны никаких особых проблем с горючим у немцев не было. Проблемы возникли, когда советские войска вошли в Румынию – основного поставщика нефти для Германии.

Ну, иначе, Штирлиц бы ездил по Берлину на газогенераторном агрегате. Примерно вот таком… 

Берлин. Газогенераторный автомобиль. Фото из Википедии
Берлин. Газогенераторный автомобиль. Фото из Википедии

Было бы интересно почитать мнение людей, которые этой темой интересовались. К сожалению в интернете о применение в вооруженных силах и гражданской сфере автомобилей с газогенераторами мне найти почти ничего не удалось.



Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.