gusev_a_v

Categories:

Ликбез для потомственных казаков


Обратите внимание на рост лошади: ноги казака едва не достают земли...

Благодаря тому, что администрация ЖЖ выложила в ТОП новостей мою запись «Больше украинцев хороших и разных!»- она вызвала активное обсуждение. В основном имел место традиционный «хохлосрач». Поэтому я про Украину не буду. Меня, как историка, куда больше в последнее время интересуют казаки, а не украинцы. В обсуждении, в частности, разговор коснулся казаков забайкальских, что показало в каком пещерном невежестве живут нынешние поклонники казачества. Поэтому мой сегодняшний пост не постебаться ради, а ликбеза для…

Сначала реплика многочисленным «потомственным казакам», которые исконные, ведущие род свой от самых первых вольных казаков… Учите матчасть! У вольных казаков не было семей. Вообще!!! 

Если, мимо деревни, где проживали ваши далекие предки, проезжал вольный казак и ваша далекая пра-пра-пра-бабка втихаря от мужа сбегала к казаку за околицу, то это ещё ничего не значит. Ибо вопрос отцовства с библейских времен – самый запутанный.

Чуть проще в этом смысле потомкам забайкальских казаков. Когда они селились в Забайкалье, русских женщин там не было. Женились там казаки на бурятках. Поэтому «исконные» забайкальские казаки имели бурятскую внешность.

Позже к казакам в Забайкалье приписали большое количество русских крестьян – потомственные казаки бурятской внешности, смешались с новыми казаками, славянской внешности. Кроме того, существовали и чисто бурятские поселения казаков. Их было примерно 25 процентов от всего забайкальского казачества.

Поэтому если имеете славянскую внешность, то вы не потомственный забайкальский казак. Однозначно!

Теперь от генетики и демографии перейдём к экономике. В которой потомки  неженатых казаков, как оказывается, разбираются ещё хуже!

У забайкальских казаков уклад жизни был разным: казаки-буряты земледелием почти не занимались, а русские казаки – наоборот. Поэтому подсчитывая общее количество лошадей и скота нужно иметь ввиду, что, например,  у казака-бурята было 10 лошадей, а у казака-русского – одна лошадь. А в среднем у них по пять с половиной. 

Так вот официальные цифры:  в 1852 году в войске имелось: лошадей — 90 503; крупного рогатого скота — 118 379 голов; овец и коз — 189 532.

Наемные работники у кулаков и казаков назывались, конечно же, не холопы, а батраки

На душу населения приходилось менее 1 лошади, 1,2 головы крупного рогатого скота и по 1,8 овец и коз.

К XX веку ситуация заметно улучшилась. В 1895 году у войскового населения имелось: лошадей —222 825, что составляло 117,3 головы на 100 человек; крупного рогатого скота — 274 333 головы, или 144,4 на 100 человек; свиней — 29 935, по 15,8 на 100 человек; овец и коз — 511 550, т. е. 269 на 100 человек; верблюдов — 3405.

Напомню, ещё что бурятский скот и бурятские лошади, которых разводили в Забайкалье не отличаются большими росто-весовыми показателями. А именно массой животного определяется тягловое значение на плуге.

Большинство желающих «хрустнуть булкой» за русских крестьян и казаков совершенно ничего не смыслят в сельском хозяйстве.

Действительно в Забайкалье было много земли. Но обработанной земли — было мало. Вы когда-нибудь вскапывали сотку земли лопатой на дачном участке? Так вот десятина – это примерно сто соток. И её надо было вскопать лопатой!!! И огород - это обработанная земля. А представьте вскапывание целины!

В книжке К. Седых «Даурия» описывается казачий сход, который решает вопрос о том, что один казак вспахал залежь (поднятую, но неиспользуемую землю) у другого.  Один из участников возмущается:

— Посмотрел бы я, что бы вы запели, ежели бы у вас такую залежь оттяпали, — напустился на Сергея Ильича Семен Забережный. — Залежь-то еще Никулин дедушка лопатой копал… Платон на готовенькое скорый…

Поэтому богатство определялось не по общему количеству земли, а по посеву. Опять процитирую «Даурию»:

— Атаман… Власть свою показывает… Да и где ему понять, если у него посеву тридцать десятин, а у тебя от силы восемь.


Ну и для совсем уж потомственных казаков, сообщаю, что в степных районах казаки пахали в основном, не на лошадях. А на скоте.

Вот диалог из романа М. Шолохова «Поднятая целина»:

Я не знаю, сколько у вас на Дону вспахивают одним плугом за осень под зябь...

- С ночи до ночи держись за чапиги - и десятин двенадцать до зимы подымешь.

- Хо! Двенадцать? А ежели крепкая земля?

- Чего вы там толкуете? - пронзительный бабий голос. - В плуг надо три, а то и четыре пары добрых быков, а откель они у нас? Есть, да и то не у каждого, какая-то пара зас... а то все больше на быках, у каких сиськи. Это у богатых, им и ветер в спину...

Большинство потомственных казаков не понимает, почему в плуг надо шесть быков, если на всех старинных картинках мужик пашет на одной кляче. Объясняю: потому что он пашет сохой.

Кому вопрос интересен, могут прочитать мой старый пост «Почему Сталин принял Россию с сохой».

А соха – это нищета. Чтобы пахать плугом даже двух лошадей — мало.

Бабушка родилась за год до того как дедушка ушёл на войну. Наверное не казаком, а врачом. Хотя в ту пору врачей в Забайкалье было так мало, что биографию каждого установить при желании не так уж сложно...

Кроме того, у казаков кроме привилегий была ещё служба на своём коне, со своей саблей. Потомственным казакам кажется что расходы на коня и саблю - это пустяки.

Между тем снаряжение казака на военную службу обходилось в начале XX в. очень дорого — около 330 руб. на человека, считая стоимость строевого коня (около 50 руб.). Учитывая, что средний годовой доход на 1 мужскую душу казачьего населения в это время составлял 33 руб. 58 коп., стоимость полного комплекта амуниции равнялась 10-летнему доходу казака.

Доход за десять лет на одного!

Обратимся, опять  книжке «Даурия», которую потомственные казаки не читают. Вот как собирали в Забайкалье в армию сына в казачьей семье Улыбиных:

«В тот вечер Улыбины долго совещались всей семьей. Северьян горячился, ругал войну, атамана и богачей, которые ехидно посмеивались, когда разносил его Каргин. Авдотья во всем поддакивала ему. Но едва он заикнулся о продаже быков, как она напустилась на него и твердо заявила, что продать их не даст.

— Тогда придется Гнедого и одну из коров на базар выводить.

— И корову не дам, — закричала она, — их у нас не десять, а две. От одной мы молока в глаза не увидим.

— Опять двадцать пять, — развел Северьян руками. — А что же тогда нам делать?

Авдотья уткнула лицо в ладони и запричитала навзрыд. Вволю наплакавшись, сказала:

— И быков мне жалко, и коровы… Не могу я… сами решайте».

Быки и коровы – одним словом «скот». Поэтому если пишут «в семье было три головы КРС», то это скорее всего, два быка на которых работали и одна корова. Которую доили. А не три коровы и река сметаны, как думают некоторые потомственные казаки.

А то иногда читаешь их, и мысль закрадывается, что надо законодательно запретить разглогольствовать на темы сладкой жизни крестьян и казаков в дореволюционную пору тем «потомственным кулакам» и «потомственным казакам», которые сами не вскопали хотя бы 10 соток земли лопатой и не выкосили вручную покос того же размера!!!


Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.