Ликбез для потомственных казаков

Благодаря тому, что администрация ЖЖ выложила в ТОП новостей мою запись «Больше украинцев хороших и разных!»- она вызвала активное обсуждение. В основном имел место традиционный «хохлосрач». Поэтому я про Украину не буду. Меня, как историка, куда больше в последнее время интересуют казаки, а не украинцы. В обсуждении, в частности, разговор коснулся казаков забайкальских, что показало в каком пещерном невежестве живут нынешние поклонники казачества. Поэтому мой сегодняшний пост не постебаться ради, а ликбеза для…
Сначала реплика многочисленным «потомственным казакам», которые исконные, ведущие род свой от самых первых вольных казаков… Учите матчасть! У вольных казаков не было семей. Вообще!!!
Если, мимо деревни, где проживали ваши далекие предки, проезжал вольный казак и ваша далекая пра-пра-пра-бабка втихаря от мужа сбегала к казаку за околицу, то это ещё ничего не значит. Ибо вопрос отцовства с библейских времен – самый запутанный.
Чуть проще в этом смысле потомкам забайкальских казаков. Когда они селились в Забайкалье, русских женщин там не было. Женились там казаки на бурятках. Поэтому «исконные» забайкальские казаки имели бурятскую внешность.
Позже к казакам в Забайкалье приписали большое количество русских крестьян – потомственные казаки бурятской внешности, смешались с новыми казаками, славянской внешности. Кроме того, существовали и чисто бурятские поселения казаков. Их было примерно 25 процентов от всего забайкальского казачества.
Поэтому если имеете славянскую внешность, то вы не потомственный забайкальский казак. Однозначно!
Теперь от генетики и демографии перейдём к экономике. В которой потомки неженатых казаков, как оказывается, разбираются ещё хуже!
У забайкальских казаков уклад жизни был разным: казаки-буряты земледелием почти не занимались, а русские казаки – наоборот. Поэтому подсчитывая общее количество лошадей и скота нужно иметь ввиду, что, например, у казака-бурята было 10 лошадей, а у казака-русского – одна лошадь. А в среднем у них по пять с половиной.
Так вот официальные цифры: в 1852 году в войске имелось: лошадей — 90 503; крупного рогатого скота — 118 379 голов; овец и коз — 189 532.

На душу населения приходилось менее 1 лошади, 1,2 головы крупного рогатого скота и по 1,8 овец и коз.
К XX веку ситуация заметно улучшилась. В 1895 году у войскового населения имелось: лошадей —222 825, что составляло 117,3 головы на 100 человек; крупного рогатого скота — 274 333 головы, или 144,4 на 100 человек; свиней — 29 935, по 15,8 на 100 человек; овец и коз — 511 550, т. е. 269 на 100 человек; верблюдов — 3405.
Напомню, ещё что бурятский скот и бурятские лошади, которых разводили в Забайкалье не отличаются большими росто-весовыми показателями. А именно массой животного определяется тягловое значение на плуге.
Большинство желающих «хрустнуть булкой» за русских крестьян и казаков совершенно ничего не смыслят в сельском хозяйстве.
Действительно в Забайкалье было много земли. Но обработанной земли — было мало. Вы когда-нибудь вскапывали сотку земли лопатой на дачном участке? Так вот десятина – это примерно сто соток. И её надо было вскопать лопатой!!! И огород - это обработанная земля. А представьте вскапывание целины!
В книжке К. Седых «Даурия» описывается казачий сход, который решает вопрос о том, что один казак вспахал залежь (поднятую, но неиспользуемую землю) у другого. Один из участников возмущается:
— Посмотрел бы я, что бы вы запели, ежели бы у вас такую залежь оттяпали, — напустился на Сергея Ильича Семен Забережный. — Залежь-то еще Никулин дедушка лопатой копал… Платон на готовенькое скорый…
Поэтому богатство определялось не по общему количеству земли, а по посеву. Опять процитирую «Даурию»:
— Атаман… Власть свою показывает… Да и где ему понять, если у него посеву тридцать десятин, а у тебя от силы восемь.

Ну и для совсем уж потомственных казаков, сообщаю, что в степных районах казаки пахали в основном, не на лошадях. А на скоте.
Вот диалог из романа М. Шолохова «Поднятая целина»:
Я не знаю, сколько у вас на Дону вспахивают одним плугом за осень под зябь...
- С ночи до ночи держись за чапиги - и десятин двенадцать до зимы подымешь.
- Хо! Двенадцать? А ежели крепкая земля?
- Чего вы там толкуете? - пронзительный бабий голос. - В плуг надо три, а то и четыре пары добрых быков, а откель они у нас? Есть, да и то не у каждого, какая-то пара зас... а то все больше на быках, у каких сиськи. Это у богатых, им и ветер в спину...
Большинство потомственных казаков не понимает, почему в плуг надо шесть быков, если на всех старинных картинках мужик пашет на одной кляче. Объясняю: потому что он пашет сохой.
Кому вопрос интересен, могут прочитать мой старый пост «Почему Сталин принял Россию с сохой».
А соха – это нищета. Чтобы пахать плугом даже двух лошадей — мало.

Кроме того, у казаков кроме привилегий была ещё служба на своём коне, со своей саблей. Потомственным казакам кажется что расходы на коня и саблю - это пустяки.
Между тем снаряжение казака на военную службу обходилось в начале XX в. очень дорого — около 330 руб. на человека, считая стоимость строевого коня (около 50 руб.). Учитывая, что средний годовой доход на 1 мужскую душу казачьего населения в это время составлял 33 руб. 58 коп., стоимость полного комплекта амуниции равнялась 10-летнему доходу казака.
Доход за десять лет на одного!
Обратимся, опять книжке «Даурия», которую потомственные казаки не читают. Вот как собирали в Забайкалье в армию сына в казачьей семье Улыбиных:
«В тот вечер Улыбины долго совещались всей семьей. Северьян горячился, ругал войну, атамана и богачей, которые ехидно посмеивались, когда разносил его Каргин. Авдотья во всем поддакивала ему. Но едва он заикнулся о продаже быков, как она напустилась на него и твердо заявила, что продать их не даст.
— Тогда придется Гнедого и одну из коров на базар выводить.
— И корову не дам, — закричала она, — их у нас не десять, а две. От одной мы молока в глаза не увидим.
— Опять двадцать пять, — развел Северьян руками. — А что же тогда нам делать?
Авдотья уткнула лицо в ладони и запричитала навзрыд. Вволю наплакавшись, сказала:
— И быков мне жалко, и коровы… Не могу я… сами решайте».
Быки и коровы – одним словом «скот». Поэтому если пишут «в семье было три головы КРС», то это скорее всего, два быка на которых работали и одна корова. Которую доили. А не три коровы и река сметаны, как думают некоторые потомственные казаки.
А то иногда читаешь их, и мысль закрадывается, что надо законодательно запретить разглогольствовать на темы сладкой жизни крестьян и казаков в дореволюционную пору тем «потомственным кулакам» и «потомственным казакам», которые сами не вскопали хотя бы 10 соток земли лопатой и не выкосили вручную покос того же размера!!!