gusev_a_v

Categories:

Русские броневики Первой мировой

Очень неплохая статья о броневиках русской армии в первой мировой войне опубликована в ВИЖ. Она там разбита на три части. Я хотел изложить её в одном посте, но система не дает, пишет, что текст слишком длинный. Поэтому  кому статья Алексея Олейникова нужна во всех её подробностях, то читать рекомендую в первоисточнике — на ВИЖ. Я дам только лишь небольшие «выжимки» в основном из первой части этого материала.

К постройке бронеавтомобилей в России приступили сразу после начала Первой мировой войны.

17.08. 1914 г. военный министр генерал от кавалерии В. А. Сухомлинов, вызвав к себе одного из лучших стрелков русской гвардии полковника А. Н. Добржанского, предложил ему сформировать и возглавить «бронированную пулеметную автомо­бильную батарею». Задача бы­ла выполнена в рекордно короткий срок, и 22 сентября Александр Николаевич возглавил 1-ю Автомобильную пулеметную роту. А в октябре того же года рота выдвинулась на фронт.

Броневики Остин. Нива. 1915. № 30.
Броневики Остин. Нива. 1915. № 30.

Первоначально в составе части было 8 пулеметных (на шасси «Руссо-Балт») и 1 пушечный (на шасси 5-тон­ного грузовика «Манесман-Мулаг»; вооружение 47-мм морская пушка) бронеавто­мобилей. Кроме того, в со­ставе роты имелось 2 (затем 4) небронированных грузо­вика с 37-мм автоматическими пушками Максима-Норденфельда.

Было приобретено следующее количество бронеавтомобилей на шасси: «Остин» — 48, Рено — 40 и «Изотта Фраскини» — 1. Прибытие «Остинов» (этот тип стал самым массовым броневиком русской армии), позволило (после перебронирования на Ижорском заводе – британская броня была крайне слаба) начать формирование автомобильных пулеметных взво­дов — в штат которых первоначально входило три броневика.

Потребность в пушечных броневиках привела к тому, что в начале 1915 г. на Путиловском за­воде началась работа по брониро­ванию 4-тонных американских автомобилей «Гарфорд» («Гарфорд Путиловец»), вооруженных 76-мм противоштурмовой пушкой и 3 пулеметами. По новому штату каждый взвод должен был иметь 2 пулеметных и пушечный бронеавтомобили.

Заметьте: нижние чины в шапках-ушанках
Заметьте: нижние чины в шапках-ушанках

Весной 1915 г. в Россию начали прибывать (в разобранном виде) броневики «Рено». Вооруженные пулеметом, не имея горизонтального бронирова­ния, они исполь­зовалась в бронечастях для подвоза боеприпасов (в основном к пушечным броневикам), а 11 единиц было передано на Ижорский завод — для бронирования по системе штабс-капитана Мгеброва.

По системе Мгеброва было бронировано 16 машин: «Рено», «Уайт», «Пирс-Эрроу», «Бенц», «Изотта-Фраскини», «Руссо-Балт». Машины Мгеброва отличали совершенные формы бронекорпусов (рассчи­танных на рикошет) и 2-пулеметные башни оригинальной кон­струкции.

В петроградских мастерских А. Братолюбова по системе штабс-капитана Некрасова бронировалось еще 11 ма­шин (10 «Руссо-Балт» и «Рено»), а на Обуховском заводе под руко­водством штабс-капитана Былинского были забронированы 3 ма­шины (2 «Мерседеса» и «Ллойд»). Последние должны были действовать вместе с кавалерией: «Ллойд» имел две, а «Мерседесы» — по одной пулеметной башне («Мерсы» были вооружены еще и 37-мм пушками, установленными на тумбах в кормовой части корпуса). «Ллойд» и «Мерседесы» укомплектовали 25-й автомобильный пулеметный взвод.

Броневики Остин. Нива. 1916. № 4.
Броневики Остин. Нива. 1916. № 4.

Во второй половине 1915 — весной 1916 г. из-за границы в Россию прибыл 161 бронеавтомобиль (60 «Остинов» 2-й серии, 36 «Армиа-Мотор-Лориес», 30 «Армстронг-Уитворт-Фиат», 25 «Шеффильд-Симплекс», 10 «Армстронг-Уитворт-Жаррот»). Пригодными для боевого применения оказались лишь «Остины», а остальные пришлось дорабатывать, устранять недостатки. «Жарроты» и «Фиаты» стали поступать на фронт лишь в конце 1916 г., в то время как «Шеффильды» и «Армиа» в Дей­ствующую армию так и не попали (один «Шеф­фильд-Симплекс» был превращен в бронедрезину, остальные – не успели).

Для укомплектования пушеч­ных отделений новой серии (формируемой из «Остинов» 2-й серии) автопулеметных взводов понадобился новый пушечный броне­автомобиль. Тогда 37-мм пушкой Гочкиса вооружили 22 бронеавтомо­биля «Ланчестер», предназначав­шихся для Английского бронедивизиона – и с лета 1916 г. новые пушечные броневики успешно применялись на Русском фронте.

Картины войны. М., 1917 г.
Картины войны. М., 1917 г.

Летом началось и брониро­вание (по системе штабс-капитана Поплавко) 30 гру­зовиков «Джеффри» — впоследствии из них был сформирован Броневой дивизион Особого Назна­чения. А Путиловскому заводу был дан заказ на разра­ботку пушечного бронеавтомобиля на базе грузовика «FWD» — и уже в октябре 1916 г. неброни­рованное шасси с установленной на нем 76,2-мм полевой пушкой об­разца 1902 г. успешно прошло ис­пытания. Было решено усилить во­оружение, установив на машине 42-х линейную (107-мм) пушку с прекрасными баллистическими данными (броневик фактически становился самоходным орудием), но по­сле февраля 1917 г. работы были прекращены.

В сентябре 1916 г. броневые части Русской армии перешли на дивизионную структуру. Помимо Броневого дивизиона Особого Назначения было сформиро­вано 12 броневых автомобильных дивизионов, Анг­лийский и Бельгийский бронедивизионы. Каждый дивизион включал в свой состав 3 — 4 автопулеметных взво­да. Взводная организация осталась там, где это было целесообразно – например, на Кавказском фронте.

Помимо приобретения 60 «Остинов», было решено организовать широкомасштабное бронирование автомобильных шасси на русских заводах. Для этой цели были приобретены 150 шасси (90 «Фиат» и 60 «Остин») – бронированием занялись Путиловский и Ижорский заводы. Из-за задержек с поставкой шасси работы были сорваны — к октябрю 1817 г. было забронировано лишь 41 шасси «Фиат».

Одновременно на Обуховском за­воде по системе старше­го лейтенанта Ульяно­ва бронировалось 31 шасси «Паккард» — в законченном виде был изготовлен лишь один экземпляр, вооруженный 37-мм автоматической пушкой Максима-Норденфельда во вращающейся башне на крыше корпуса и 7,62-мм пулеметом «Максим» в башенке в кормовой части маши­ны.

Каждый броневик вместе с приданными ему грузовым и легковым автомобилем, а также мотоциклом, составляли отделение. Как мы отмечали, три бое­вых броневых и одно запасное (как правило) отделения объединялись в броневые (автопулеметные) взвода. Последние придавали армейским корпусам. Броневые взвода могли объединяться в дивизионы или роты.

Штат взвода – 4 офицера, 60 — 65 ниж­них чинов (шоферов, пулеметчиков, артиллеристов и механиков), которые обслуживали три бронема­шины и вспомогательный полуброневой грузовик. Как отмечал очевидец, солдатский состав был отличный — особенно пу­леметчики и артиллеристы, прекрасно знавшие свое дело. Шоферы машин часто были не на высоте — прибегая к различным уловкам, чтобы избе­жать тягот боевой обстановки. Офицерский состав, преимущественно добровольцы, всегда был на высоте. Новый род оружия пока не имел специальной тактики — все основывалось на здравом смысле командира машины...


Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.