gusev_a_v

Category:

Смерть младенцев при царе-батюшке…

Я себя не отношу к долгожителям, однако хорошо помню рассказы отца, детство которого приходилось на первые советские годы о том, что  половина его многочисленных братьев и сестер умерли в раннем возрасте. Его мать, моя бабушка, относилась к потере детей довольно философски: «Бог прибрал!»

Меня такое отношение бабушки к смерти детей в детстве раздражало. Я рос уже в то время, когда потеря ребенка считалась для семьи огромным несчастьем. Но так было не всегда.  В России, которую мы потеряли к смерти детей относились проще. 

Об этом в статье «Отношение к детской смертности в традиционной культуре русских Урала конца XIX – начала XX  в.в.» пишет историк С.В. Голикова.

У православных большим несчастьем считалась смерть некрещеного ребенка, а смерть крещеного, наоборот, воспринималась как особая божья милость. В качестве примера Голикова приводит в пример балладу «Господь и девка, топившая своих детей некрещеными».  

Уже из заголовка ясно, что главный грех «героини» заключался не в том, что она топила детей, и не в том, что рожала «в девках», а в том, что умерщвляла детей «нехристями»!

В некоторых христианских конфессиях считается, что человек должен креститься в зрелом возрасте, чтобы придти к Христу сознательно. У русских попов крестили как можно раньше. В случае чего ребенок не умрет «нехристем», а если выживет – будет приносить попу прибыль.

Попы с умершими детьми до семи лет особо возиться не любили. Для детей до семи лет применялся особый чин в смертно-погребальных требах: предсмертных обрядов с ними не совершали, отпевание их было короче.

Сама процедура похорон была проще, чем процедура захоронения в сельской местности домашних животных в наше время.

«Если же хоронится младенец, — писал о Малмыжском уезде Вятской губернии в 1856 г. М. И. Осокин, — то отец умершего один исправляет все, что нужно при погребении: вырывает могилу и зарывает гроб; уж разве придет помочь ему мать покойного ребенка».

Поповская  традиция относила смерть крещенных детей до 7 лет к разряду положительных случайностей, считавшихся знаком божьей милости. Бог забирал к себе по особому расположению, во избавление от земных тягот и возможных грехов.

Голикова приводит ещё один литературный пример: Седая старушка, утешавшая потерявшую ребенка героиню повести А. А. Кирпищиковой «Порченая», выразилась жестче: «…все мы Божьи, все под Богом ходим. Буди его святая воля… Вот я… десятерых в землю закопала, каждого жаль было, точно часть от себя отрывала. Что будешь делать, против рожна прать невозможно».

Напомню, смертность до Октябрьской революции зашкаливала: каждый новорожденный младенец Пермской губернии (в неё входил и Екатеринбург) имел одинаковый шанс как выжить, так и умереть.

Читайте по теме:

Коклюш как признак голода?

Младенческая смертность при царе-батюшке и совке

Почему при самодержавии была высокая детская смертность?

Сколько бы умирало русских, если бы победили белые?



Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.