Анатолий Гусев (gusev_a_v) wrote,
Анатолий Гусев
gusev_a_v

Categories:

Коммунисты и национальный вопрос



Всякий раз, когда я пишу о проблемах межнациональных отношений в России, меня начинают упрекать: «Ты ведь за коммунистов, а, значит, должен быть толерантным, должен быть интернационалистом!» Очередную порцию упрёков я получил в связи с событиями в Сагре. Поэтому мне и захотелось написать большой и основательный ответ. Во-первых, я не «за коммунистов», во-вторых, толерантность и интернационализм – понятия противоположные: в первом случае – терпеть, во втором – дружить… И в третьих, у разных коммунистов в разное время к национальному вопросу были разные подходы…


Маркс и Энгельс

Сергей Кара-Мурза в книжке «Маркс против русской революции» на русофобии уже основоположников учения подробно останавливался. Целая книжка – разжевывать не хочу. Я не уверен, что русофобом в полной мере был Маркс, но Энгельс был оголтелым русофобом вне всякого сомнения. Какие мерзости он писал про русских, русскую культуру, русских полководцев во время Крымской войны даже не всякому либералу по плечу.
Из всего этого Кара-Мурза делает вывод, что основоположники считали достойными революции и светлого будущего только отдельные развитые нации, а удел русских «полуварваров» - исчезнуть, уйти в небытие.

Возможно, такое отношение у Кара-Мурзы сложилось от того, что он не видел предисловия Энгельса к русскому изданию «Капитала». Там Фридрих возможность русской революции не отрицает: допускает и приветствует. Очень хотелось продавать среди «полуварваров» свою книжку: бабло в очередной раз победило зло!

О чём это говорит?
На мой взгляд это говорит о том, что научная теория Маркса и Энгельса нисколько не русофобская. Русофобами, возможно, были сами основоположники. Хотя я и в этом сомневаюсь. Вернее, что они, будучи западными политиками, просто вертелись как флюгеры. Сегодня Запад с Россией воюет в Крыму, следовательно, русские звери и скоты, завтра нужно выпустить в России книжку – русские одаренный и перспективный народ...
Впрочем, всем кому интересен данный вопрос – рекомендую почитать книжку Кара-Мурзы…

Ленин

В русле марксистских взглядов, и не только по философским вопросам, а и по сиюминутным, политическим, следует и В.И. Ленин. Например, дискутируя с Розой Люксембург, В.И. Ленин отчитывает её за «неразумный практицизм»:

«…Роза Люксембург своим неразумным воспеванием практицизма открыла настежь ворота именно для оппортунистов, в особенности для оппортунистических уступок великорусскому национализму.
Почему великорусскому? Потому что великорусы в России нация угнетающая, а в национальном отношении, естественно, оппортунизм выразится иначе среди угнетенных и среди угнетающих наций».

Кто не вник с первого раза, повторю эту ленинскую фразу: «великорусы – нация угнетающая!»
Вы себе таким представляете интернационализм?
Сидит, например, на паперти русский солдат-инвалид, милостину просит. Мимо идет еврейский банкир и плюёт на инвалида: «Угнетатель чёртов!»

Ведь в советских школах в брежневские времена нас как учили: угнетателями могут быть классы эксплуататоров (феодалы, рабовладельцы, капиталисты), а нации угнетателями быть не могут, потому как внутри самой нации есть хорошие люди и плохие, эксплуататоры и эксплуатируемые.
Но Ленин считал иначе. Обычно в этой связи цитируют статью «О национальной гордости великороссов». Я обращусь к другим его публикациям. Извлёк ли он русофобию из марксистского наследия, или сам был генетическим русофобом, но Владимир Ильич считал вполне нормальным помогать классовому врагу – буржуазии, если это классовый враг против русских.
Вот как он излагает свои мысли в связи с польским вопросом:

«Если мы не выставим и не приведём в агитации лозунга права на отделение, мы сыграем на руку не только буржуазии, но и феодалам и абсолютизму угнетающей нации. Этот довод Каутский давно выдвинул против Розы Люксембург, и этот довод неоспорим. Боясь «помочь» националистической буржуазии Польши, Роза Люксембург своим отрицанием права на отделение в программе российских марксистов помогает на деле черносотенцам великорусам. Она помогает на деле оппортунистическому примирению с привилегиями (и хуже, чем привилегиями) великорусов».

В цитате, кстати, Ленин критикует Люксембург словами Каутского, которого, впоследствии тоже обзовёт площадной бранью…
Знал ли Ленин, что помогая пилсудчикам он выращивает агрессора, который в самый тяжелый момент для Советской России отхватит у неё Западную Украину и Западную Белоруссию?
Я почему-то уверен, что если он даже об этом догадывался, то всё равно продолжил бы войну против «угнетающей нации» - русских.

Сталин

И.В. Сталин, вероятно, до конца своей жизни признавал авторитет В.И. Ленина по многим вопросам. Но по национальному вопросу их взгляды начали расходится достаточно рано. Ещё задолго до революции, в 1913 году Сталин пишет:

«Национальность решает свою судьбу, но значит ли это, что партия не должна повлиять на волю национальности в духе решения, наиболее соответствующего интересам пролетариата? Партия за свободу вероисповеданий, за право людей исповедывать любую религию. Можно ли вывести отсюда, что партия будет стоять за католицизм в Польше, за православие в Грузии, за грегорианство в Армении, что она не будет бороться с этими формами мировоззрения?.. .»

Или вот его высказывание в том же 1913 году:

«Национальный вопрос на Кавказе может быть разрешен лишь в духе вовлечения запоздалых наций и народностей в общее русло высшей культуры. Только такое решение может быть прогрессивным и приемлемым для социал-демократии».

Т.е. Сталин не представлял себе Кавказа без России, когда ещё не был «у руля» , когда  никто ему не гарантировал десятилетия власти, вместо десятилетий каторги.
В 1921 году Сталин высказывается уже предельно откровенно:

«Постановка национального вопроса, данная коммунистами, существенно отличается от той его постановки, которой придерживаются деятели II и II 1/2 Интернационала, все и всякие “социалистические”, “социал-демократические”, меньшевистские, эсеровские и т. п. партии».

Что выходит? Взгляды Сталина на интернационализм отличаются от взглядов, господствующих в Интернационале? Так и есть!

Настоящий интернационализм!

Отголоски сталинского интернационализма старшие из нас застали в брежневские годы. Многие думают, что интернационализм всегда был таким. Но это не верно –интернационализм до Сталина был другим. Интернационализм до Сталина – это равенство избранных. Я не буду утверждать, что Сталин изначально был русофилом. В ряде его работ, особенно по проблемам Кавказа (не забываем, что Сталин – нацмен) он высказывает опасения по поводу «русского шовинизма».

Почему то часто русские националисты, пытаясь принизить роль Сталина намекают, что русофилом Сталин стал после того как стала ясна ведущая роль русского народа в Великой Отечественной войне, и он, якобы, тогда осознал, что народ всё вытерпел и всё снёс, чтобы спасти власть Сталина.
Конечно, такое величайшее событие как Великая Отечественная война не сказаться на всем и вся просто не могло. Но все основные подходы Сталин озвучил ещё в 1921 году в газете «Правда» от 8 мая. Статья не маленькая и её цитировать не буду. У кого есть желание прочитайте сами. Все подходы изложены в нескольких пунктах.

1. Сталин отвергает марксистский подход о цивилизованных и не цивилизованных народах и о пользе колониализма. Проще говоря, Сталин утверждает: «Грабить отсталые народы – не хорошо!» Эксплуатация она и в Африке – эксплуатация.

2. Замена расплывчатого лозунга о праве наций на самоопределение на право наций на государственное отделение, дабы не было спекуляций.

3. Если Маркс считал, что революция возможна только в наиболее развитых «цивилизованных» странах Запада, то Сталин объявляет, что именно колониальные страны станут ареной революций (Сталин оказался прав, а Маркс ошибался).

4. Сталин утверждает что отношения народов могут быть братскими только в условиях «фактического равноправия». Т.е. когда между народами существует в т.ч. и материальное равноправие. Если представители одного народа – сплошь банкиры, а представители другого – сплошь чернорабочие, значит общество не здорово.

Конечно, со временем и  во взгляды Сталина были внесены коррективы. После войны он стал откровенным русофилом. Он стал человеком пожилым. Как бы то ни было, всю свою жизнь Сталин был настоящим интернационалистом – человеком, стремящимся к дружбе между народами!



 





Tags: Сталин, национальный вопрос
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 30 comments