gusev_a_v

Categories:

Октановое число березового полена

На Урале выпускались тракторы и автомобили, работавшие на дровах

Челябинский тракторный завод стал пионером в разработке тяжелой гусеничной техники, для работы которой не требовался бензин или дизельное топливо. Так, в 1936 году с конвейера Челябинского завода сошел первый газогенераторный трактор Д-8, для питания которого использовалась древесина.

Такая инновация родилась не от хорошей жизни. В 20–30-х годах прошлого столетия парк автомобилей, военной техники в стране быстро увеличивался, а горючего не хватало. Совнарком СССР принял решение о производстве тракторов с газогенераторными установками – двигателями внутреннего сгорания, работающими на топливной смеси водорода и окиси углерода.

В те годы такие грузовик или трактор были весьма эффективным средством передвижения, особенно в районах, где нет горючего, зато вокруг много леса.

Среди энтузиастов газогенераторов оказался и инженер ЧТЗ Владимир Мамин, сын одного из пионеров отечественного тракторостроения – Якова Мамина. Он и возглавил экспериментальное КБ. В 1936 году бюро внедрило на ЧТЗ в производство С-60 с газогенератором конструкции С. И. Декаленкова – Д-8.

На опытном заводе челябинского предприятия, которому в ноябре исполнилось 90 лет, были изготовлены 264 таких трактора. Топливом для газогенератора служили древесные чурки. Мощность двигателя на газе составляла 60 лошадиных сил, что позволяло трактору развивать скорость семь километров в час и тяговое усилие 3,1 тонны.

Весной 1938 года первые СГ-65 испытывались на вывозке леса под Свердловском. Затем проводились стендовые и полевые испытания. Осенью СГ-65 проверили в деле под Харьковом и Ростовом в сельском хозяйстве – на пахоте. Серийный выпуск газогенераторных «Сталинцев» 65-й модели начался в 1938-м и продолжался до начала 1942-го. Всего на ЧТЗ было выпущено 7365 единиц СГ-65.

Газогенераторное производство на ЧТЗ постепенно набирало обороты и расширялось. К 1941 году установки изготавливали уже в три смены.

С Челябинского завода уходили целые эшелоны газогенераторных машин. Работая в разных регионах страны, они оказались спасением – особенно в отдаленных таежных районах, куда доставлять топливо было трудно и дорого, с дровами же там проблем не было.

Во время войны работавшие в тылу газогенераторные машины сэкономили много дефицитного топлива. Владимир Мамин разрабатывал новую установку для послевоенного трактора С-80. На ЧТЗ были изготовлены опытные образцы. Но положение с топливом стало улучшаться, и газогенераторы для тракторов потеряли актуальность. А вот в автомобильном транспорте экзотическая система существовала еще более десяти лет после окончания войны.

Во время одного военно-патриотического мероприятия, где участвовали экспонаты военной техники в Челябинске, встретил чудо: грузовик, по бокам которого располагались непонятные мне приспособления. «Что это?» – спросил у шофера. «Газогенератор, – привычно пояснил он, – этот автомобиль ездит на дровах».

При дефиците жидкого топлива в послевоенное время по решению Наркомата среднего машиностроения Уральский автозавод в Миассе осенью 1946 года стал ведущим предприятием по выпуску газогенераторных автомобилей на базе ЗиС-5. Грузовик ЗиС-21А работал на дровах. При этом приходилось расплачиваться потерями в ряде характеристик – грузоподъемность автомобиля снизилась с трех до двух с половиной тонн, стала ниже скорость.

Осенью 1951 года на смену ЗиС-21А пришел «УралЗиС-352». В нем газогенераторная установка позволяла силовому агрегату работать на древесном топливе с повышенной влажностью. Это существенно упростило заготовку, сушку и хранение деревянных чурок, закладываемых в дровобак газогенератора. Машина была оснащена новым агрегатом с наддувом воздуха, работавшим в паре с центробежным нагнетателем. Этот советский грузовик на дровах, выпускавшийся с 1952 по 1956 год, стал последним газогенераторным автомобилем, массово произведенным в СССР.

Сергей Белковский

Источник

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.