gusev_a_v

Categories:

"Страх" А. Афиногенова

В январе 1934 года в Первоуральском рабочем театре состоялась премьера пьесы А. Афиногенова «Страх». 

Краткое содержание пьесы отсюда.

Главная проблема пьесы - судьбы старой и новой интеллигенции в Советской России. Её герои - сотрудники Института физиологических стимулов. Институт занимается проблемой формирования нового человека (идея, по тем временам, весьма популярная: достаточно вспомнить изучавший природу гениальности московский Институт мозга, в котором собирали, консервировали и препарировали мозги великих усопших - от Ленина до Маяковского). 

В Институте идёт нешуточная борьба между профессурой старой школы и молодыми выдвиженцами - аспирантами и ассистентами, присланными в науку по партийной разнарядке. Выдвиженцы пишут с ошибками, плохо знакомы с изучаемым предметом, но их ведёт вперёд классовое чутьё. Они знают, что такое «волк в овечьей шкуре»: когда дочь одного из преподавателей Института хочет устроиться на завод, чтобы физическим трудом перековать себя из «социально чуждого» в «социально близкого», они указывают на недостаточность этих усилий. 

«Перерождение человека - не ремонт трактора, говорит выдвиженка, которая в конце концов и возглавит Институт. - Дворянин, стоящий у станка, ещё не пролетарий».

Местом генерального сражения сил добра и зла в Институте становится Лаборатория людского поведения. Используя собранные Лабораторией данные, глава консерваторов профессор Бобров делает доклад, в котором утверждает, что поведение большинства советских людей определяет страх. 

Он говорит: 

«Восемьдесят процентов всех обследованных живут под вечным страхом окрика или потери социальной опоры. Молочница боится конфискации коровы, крестьянин - насильственной коллективизации, советский работник - непрерывных чисток. Партийный работник боится обвинений в уклоне, научный работник -обвинений в идеализме, работник техники -обвинения во вредительстве. Мы живём в эпоху великого страха. Страх заставляет талантливых интеллигентов отрекаться от матерей, подделывать социальное происхождение, пролезать на высокие посты: ведь на высоком месте не так страшна опасность разоблачения. 

Страх ходит за человеком. Человек становится недоверчивым, замкнутым, недобросовестным, неряшливым и беспринципным. Никто ничего не делает без окрика, без занесения на чёрную доску, без угрозы посадить или выслать. Кролик, который увидел удава, не в состоянии двинуться с места, - его мускулы оцепенели, он покорно ждёт, пока удавные кольца сожмут и раздавят его. Мы все кролики.

Можно ли после этого работать творчески? Разумеется, нет. Уничтожьте страх, уничтожьте всё, что рождает страх, и вы увидите, какой богатой творческой жизнью расцветёт страна!»

Конечно же, заблудшему профессору дадут достойный отпор. 

Конечно же, выяснится, что его подтолкнули к неверным выводам и им манипулировали контрреволюционные элементы из-за границы. 

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.