gusev_a_v

Category:

Как появилась в Крылосово лампочка Ильича?

Современный человек не всегда правильно может оценить, то что он читает в исторической литературе. Например, если ему сообщить, что ещё в 1935 году в деревне Крылосово многие жители коротали долгие зимние вечера с лучиной, он посчитает этот факт разящим обличением советского строя. Потому что он мыслит не исторически, а обывательски: он знает, что есть РАО ЕЭС, что, если даже в области все электростанции остановятся – электроэнергию будут подавать из других регионов.

Например, Украина в 2014 году отключила от своей энергосистемы Крым. Там были перебои с электроэнергией, но в целом ситуация обошлась без серьезных эксцессов. Совсем иное дело 30-е годы.

Тогда в почти в каждом уральском поселке, заводе стояла своя мини-электростанция. 

Иногда это был просто трактор, который давал электроэнергию три-четыре часа в сутки на два-три десятка колхозных домов. Иногда это был более серьезный агрегат – локомобиль, и уж совсем хорошо, если имелась собственная паровая турбина.

Первый локомобиль в Крылосово появился не позднее 1934 года, когда в эксплуатацию был пущен КИЗ (Крылосовский известковый завод).

Локомобили тогда стояли почти на всех местных заводах. В Крылосово это был локомобиль марки «Вольф» мощностью 40 лошадиных сил, на билимбаевском труболитейном заводе – локомобиль «Маршалъ», на Старотрубном заводе в качестве резервного источника питания стоял локомобиль…

Локомобиль – это передвижная паровая машина, которую подключали к генератору и вырабатывали электроэнергию.  Локомобили в России начали производить еще до революции. Большая часть из них производилась на Коломенском, на Людиновском и у нас на Урале — на Верх-Исетском заводах. Локомобили строились передвижными и стационарными.

Передвижные были более легкими, а стационарные, соответственно, более мощными. Как правило, локомобили требовали периодической чистки от накипи и гари, вот на случай этой чистки или на случай поломки стационарного локомобиля держали легкий локомобиль.

В Крылосово один локомобиль был передвижным марки «Вольф», второй был стационарный, отечественный Людиновского завода.

Может быть стационарный локомобиль был старый, может по какой-то другой причине, но он часто ломался и всю механизацию тянул один «Вольф».

Локомобиль на платформе поезда — экспонат музея в Верхней Пышме/ Фото: pervo.info
Локомобиль на платформе поезда — экспонат музея в Верхней Пышме/ Фото: pervo.info

На культурно-бытовые нужды деревни Крылосово электроэнергии уже не оставалось.

Ещё в 1935 году, после пуска КИЗа было принято решение электрифицировать квартиры рабочих ударников, школу, сельсовет, избу-читальню, правление колхоза имени М.И. Калинина, контору доломитового производства…

Но не срослось: в конце 1934 года стационарный локомобиль производства людиновского завода на КИЗе сломался.

По сей день крылосовские библиотекари считают, что изба-читальня в Крылосово появилась после строительства КИЗа.  Это ошибочное мнение – изба читальня в Крылосово появилась гораздо раньше, но она была маленькой на 10 абонентов и в сумерки читать там можно было лишь при керосиновой лампе. А на КИЗе была своя собственная библиотека.

Заведующие избами-читальнями, в то время назывались «избачами». Об оригинальном избаче села Починок, можно почитать в материале «Изба-читальня для комсомолок легкого поведения».

В Крылосово в середине 30-х годов в деревенской избе-читальне работал избач Сабаев. Во время уборочной, сенокосов он не сидел в избе-читальне, развлекал колхозников в полях- ездил с патефоном, со струнным оркестром и хоровым кружком крылосовского клуба.

При керосинке в ту пору работал и фельдшерско-акушерский пункт (ФАП) деревни Крылосово. Сейчас фапами в сельской местности называют любые медпункты. В 30-е годы в Первоуральском районе медпункты делились на «фельдшерские пункты» и «фельдшерско-акушерские пункты». В Крылосово как раз был единственный в Первоуральском районе ФАП: при нем имелась акушерка и роддом на три койки.

В 1936 году КИЗ пустил новую электростанцию, директор завода Тиунов радостно рапортовал, что за четыре месяца 1935 года была построена новая электростанция тоже не большой мощности – 75 лошадиных сил. Эта электростанция могла вырабатывать 480 тыс. кВт/час из которых 55 тыс. кВт/час директор обещал направить освещение школы, сельсовета, избы-читальни, колхоза им. М.И. Калинина, железнодорожного разъезда Бойцы, квартир рабочих и колхозников-стахановцев т.е., опять же не всех.

Однако Тиунов брал на себя обязательство в течение 1936 года построить ещё более мощную электростанцию на 2 млн. кВт/час.

По большому счету, «лампочка Ильича» в Крылосово обосновалась лишь в 1936 году!

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.