gusev_a_v

Categories:

Кто и зачем разорял Чусовскую слободу?

Фрагмент картины "Башкиры в походе" Худ. А.О.Орловский
Фрагмент картины "Башкиры в походе" Худ. А.О.Орловский

Данные события имели место в августе 1662 года: башкиры, поддержанные другими народностями, под предводительством Сары Мергена сожгли деревни Чусовской слободы.

Как пишет Коновалов Ю.В. всего из 34 дворов в четырех деревнях Чусовской Слободы сожжеными показаны 32 двора (3 церковных и 29 крестьянских). В Чусовской слободе погибшими перечислено 16 мужчин и 7 женщин, ранеными — 6 человек (среди них — одна женщина). Угнано и порезано большое количество скота, отобраны деньги, домашняя утварь и т. д. Сгнил оставшийся на полях неубранный хлеб.

Чусовская Слобода, на время, прекратила свое существование. Как пишет Кашин Р.А. книге «Слобода на Чусовой» после разорения понадобился даже особый царский указ, который вышел в 1666 году: «Новую Чусовскую слободу, разорённую татарами, велено восстановить и на опустевшие земли набрать новых поселенцев на тех же условиях».

По данным Коновалова Ю.В., Чусовская слобода на тот момент – это не одна деревня Слобода, существующая и поныне, а четыре деревни: собственно Слобода, деревня Завьялкова, деревня Крылосово и деревня Гилева.

По некоторым сведениям, деревня Слобода была укреплена частоколом, имела ли укрепления деревня Крылосова – не изведено, но сопротивления не оказывали не те, ни другие. Из-за большого количества участвовавших в набеге башкир (около двух тысяч человек), сопротивление было бессмысленно – население разбегалось. Тех, кто убежать не успевал – убивали.

Несколько слов стоит сказать о моральной стороне дела. Современные башкирские авторы склонны оправдывать Сары Мергена и его налетчиков, тем что царское правительство угнетало башкир. И это действительно объясняет поведение налетчиков, но не оправдывает. Произошло всё по давно известной в истории традиции: били не тех, кто виноват, а тех, кто близко.

Русские жители Чусовской слободы тоже страдали от политики властей и к притеснениям башкир никакого отношения не имели.

Особый интерес представляет участие в набеге на Чусовскую слободу местных манси, которых в ту пору называли вогулами. В многотомной «Истории башкирского народа» есть карта, согласно которой Сары Мерген свой налет на Чусовую слободу совершил из района озера Иткуль, куда, по данным первоуральского летописца Александра Топоркова откочевали шайтанские башкиры (два -три дома), после продажи земли Демидовым.

Карта из «Истории башкирского народа»
Карта из «Истории башкирского народа»

Карта из «Истории башкирского народа»

На карте их маршрут показан зеленым цветом. С севера на Чусовскую слободу нападали вогулы (манси). Их маршрут показан синим цветом. Никаких сведений об отдельном нападении вогулов на деревни Чусовской слободы автору найти не удалось.

Не дает пояснений к карте и «Истории башкирского народа» в которой она опубликована.

Стоит сказать, что вогульское население было очень немногочисленным. Они занимались охотой, рыболовством и собирательством. А при таком укладе жизни население никогда не может быть большим – не прокормится.

Вогул с луком. Фото. К Носилова 1890-е годы.
Вогул с луком. Фото. К Носилова 1890-е годы.

Дмитрий Балакин в журнале «Уральский следопыт» попытался посчитать уральских манси начала XVII века и получилось 1300 – 1500 человек. Это всех: с женщинами, детьми и стариками на всю территорию нынешней Свердловской области.

А на тех территориях, откуда ведет синяя стрелка вогульское население вообще исчислялось несколькими десятками. Чтобы стало совсем ясно кто именно сжег Чусовскую слободу приведем фрагмент из «Истории башкирского народа»:

«Восстание началось во второй половине июля 1662 г. в пределах Зауральского Башкортостана. Отряд, состоящий из 600 чел., напал на Катайский острог и Долматовский монастырь. Восставшие окружили их и сделали несколько приступов, но взять не сумели. Разорив окрестные деревни, повстанцы вернулись к оз. Иртяш, где оставались их семьи. Во главе восставших стоял Сары Мерген.

В первых числах августа восставшие вновь напали на Катайский острог, Долматовский монастырь, а также на Новую Ощепковую слободу и Невьянский монастырь. Повстанцев в этом районе насчитывалось около 2 тыс. чел. 11 августа они заняли Мурзинскую слободу, «церковь божию и государевы амбары совсем сожгли, а крестьян на полях всех побили, а иных в полон взяли, деревни выжгли и скот отогнали».

В литературе эти события обычно именуются «башкирским восстанием», хотя грабительские цели набега совершенно очевидны.

Любопытно набег Сары Мергена описывает сайт Чусовая России:

«Едва возникнув, Чусовская слобода столкнулась и с другой угрозой — в 1662 г. на неё напали башкиры вместе с несколькими ясачными вогулами и татарами с верховьев реки Сылвы (всего около 50 человек), которые видели в новом поселении явную угрозу для себя. Напав на слободу, они разогнали её жителей, а их имущество разграбили. Для защиты слобожан из Верхотурья была послана вооруженная команда».

Как две тысячи налетчиков ужались до 50 человек – не ясно, ссылки на странице отсутствуют.

Вероятно, имеет место путаница – нападение с верховьев реки Слывы произошло до 1662 года.

Вот как описывает это событие Оксана Корнева:

«Лишь только началось строение Чусовой Уткинской слободы (так она называлась встарину), как несколько татар с верховьев р. Сылвы, полагая, что от этого им последует стеснение, собравшись скопом человек в 50, сделали нападение на слободу, жителей ея разогнали и имение их разграбили. Для усмирения их из Верхотурья была послана вооруженная команда».

Интересно, что спустя двадцать лет, история повторилась во время так называемого «сеитовского бунта», получившего наименования по имени предводителя восстания феодала и религиозного деятеля Сеита Ягафарова. Это восстание развернулось на обширной территории от р. Чусовой до среднего течения Исети. Первыми традиционно подверглись нападению Уткинская и Чусовская слободы. В начале августа повстанцы овладели Уткинской слободой.

Фрагмент карты «Чертежная книга Сибири» С. Ремезова 1699—1701 г.г. На реке Чусовой читаются деревни Слобода, Мелехина, Коновалова, Крыласова (Матафонова), Колобава, Микитина и некая деревня «Чккова»…
Фрагмент карты «Чертежная книга Сибири» С. Ремезова 1699—1701 г.г. На реке Чусовой читаются деревни Слобода, Мелехина, Коновалова, Крыласова (Матафонова), Колобава, Микитина и некая деревня «Чккова»…

Хотя «сеитовский бунт» происходил позднее налета Сары Мергена, сведений о нем меньше. 

Так Кашин Р.А. в книге «Слобода на Чусовой» утверждается, что Чусовская слобода, называемая на тот момент Слободой Уткинской, нападению не подверглась, поскольку русские войска их встретили на Казанской дороге, побили и те запросили мира.

Однако Акманов И. в книге «Башкирские восстания XVII – начала XVIII в.в.» тоже утверждает, что Уткинская слобода была взята. Такие же сведения приводит и Зинуров Р.Н в книге «Башкирские восстания и индейские войны».

Все же, думается, Кашин прав: если бы Слобода была взята, а окрестные деревни повергнуты разорению, то это оставило бы глубокий след в источниках.

Читайте также:

КИЗ: большая история маленького завода

КИЗ: приключения крылосовского глинит-цемента

Как появилась в Крылосово лампочка Ильича?

Как помолодело Крылосово?

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.