gusev_a_v

Categories:

Повозки к пушке Лендера обр. 1914/15 (8К)

Орудийный расчет 76,2-мм зенитной пушки обр. 1914/15 (8-К) бронепоезда № 5 «Железняков» под командованием старшины 1-й статьи Василия Дмитриевича Дробины (1920 г.р.)./https://waralbum.ru/
Орудийный расчет 76,2-мм зенитной пушки обр. 1914/15 (8-К) бронепоезда № 5 «Железняков» под командованием старшины 1-й статьи Василия Дмитриевича Дробины (1920 г.р.)./https://waralbum.ru/

76-мм зенитная пушка образца 1914/15 годов (3-х дюймовая противоаэропланная пушка Лендера или Тарновского—Лендера, также 8-К) Красной армии досталась в наследство от армии царской.

Но если в годы первой мировой войны и возможности самолетов, и их количество были относительно не велики, то к началу 30-х ситуация изменилась: самолетов стало много, они летали выше, а главное быстрее. Поэтому, как пишут в энциклопедиях, пушка обр. 1914/15 (8К) уже к середине 20-х годов XX века «морально устарела».

Для читателей ранее не интересовавшихся зенитной артиллерией поясню: устаревание этой пушки заключалось, главным образом, в недостаточной баллистике: дальности стрельбы и досягаемости по высоте. Самолеты поддержки наземных войск во второй мировой войне, как правило бомбили противника с небольших высот. И пушка обр. 1914/15 (8К) легко могла сбить любой. Теоретически. Практически же, из-за слабой баллистики за время пролета вражеского самолета, она успевала сделать один-два выстрела, что не позволяло выставить надежный заслон и не дать противнику отбомбиться.

Смысл простой: чем дальше стреляет зенитная пушка и чем медленней летит самолет противника, тем больше выстрелов может сделать орудие.

Однако производство орудий уже было налажено и серийный выпуск зенитной пушки образца обр. 1914/15 (8К) продолжался.

В царской армии зенитных пушек было не много и из США царским правительством для них закупались тяжелые грузовики. Поэтому зенитки ставили в кузовах автомобилей. Красной армии такой вариант не подходил – для зенитки разработали специальную повозку ЗУ-25.  

ЗУ-25 с пушкой обр. 1914/15 (8К) в походном положении
ЗУ-25 с пушкой обр. 1914/15 (8К) в походном положении

Повозку должен был таскать гусеничный трактор, потому что вместе с пушкой обр. 1914/15 (8К) она весила 5400 кг. Переход из походного положения в боевое 4-8 минут.

ЗУ-25 с пушкой обр. 1915/28 г. (9К) в боевом положении
ЗУ-25 с пушкой обр. 1915/28 г. (9К) в боевом положении

Однако царское правительство не имело серийного производства тракторов, следовательно, не имел его поначалу и СССР. Поэтому часть зениток приходилось перемещать конной тягой. Повозка ЗУ-25 для этого была слишком тяжела.

Для конной тяги разработали новую повозку ЗУ-26, которую можно было транспортировать как восьмеркой лошадьми, так и механической тягой. Вес повозки с пушкой в походном положении составлял 3550 кг. Переход из походного положения в боевое – 5-8 минут.

Пушка обр. 1914/15 (8К) на повозке ЗУ-26 в боевом положении
Пушка обр. 1914/15 (8К) на повозке ЗУ-26 в боевом положении

В конце 20-х годов пушку обр. 1914/15 (8К) все же решили модернизировать путем увеличения длины ствола. Изначально длина ствола была 30 клб, её сделали длиной 48,5 клб и приняли под названием 76-мм зенитная пушка обр. 1915/28 г. (9К). Кроме того, увеличили снарядную камору для увеличения заряда.

Балансировка пушки изменилась, и повозка ЗУ-25 при выстрелах могла опрокинуться. В связи с этим пришлось доработать повозку ЗУ-25, установив дополнительные крепления. А чуть позже разработали новую повозку ЗУ-29.

Пушка обр. 1915/28 г. (9К) на повозке ЗУ-29 в боевом положении
Пушка обр. 1915/28 г. (9К) на повозке ЗУ-29 в боевом положении

Переход из походного положения в боевое у этой установки занимал от 3 до 5 минут, в зависимости от выучки орудийного расчета. 

В литературе иногда встречается мнение, будто ЗУ-29 разработали для замены ЗУ-25 с целью её облегчения. Однако в действительности повозка с пушкой полегчали незначительно: с пушкой обр. 1914/15 г. ЗУ-29 весила 5370 кг, что всего на 30 кг меньше, чем ЗУ-25 с тем же орудием.

Поскольку пушек обр. 1915/28 г. (9К) было выпущено не много т.к. уже готовилась к серийному производству закупленная в Германии копия 7,5 cm Flak L/59, принятая в Красной армии под названием 76-мм зенитная пушка образца 1931 года (3-К), имевшая баллистику лучше, чем пушка обр. 1915/28 г. (9К), новые повозки ЗУ-29 использовались и под старые пушки обр. 1914/15 г. с длиной ствола 30 клб.

Все указанные пушки и повозки использовались активно в начале войны, а на второстепенных направлениях применялись и позже.

Пушки обр. 1914/15 (8К) и обр. 1915/28 г. (9К) на тумбах устанавливались так же на кораблях, в том числе, на бронекатерах и на бронепоездах.

Часть пушек ставили и как в царской армии – в кузов автомобиля. 

Ещё одним распространённым способом установки пушек обр. 1914/15 (8К) и обр. 1915/28 г. (9К) была полустационарная платформа ЗУ-27. Эта платформа состояла их 8 деревянных брусов (в 2 ряда), 2-х чугунных плит и болтов. Вес ее без пушки 3500 кг. 

Пушка пушек обр. 1914/15 (8К) на платформе ЗУ-27
Пушка пушек обр. 1914/15 (8К) на платформе ЗУ-27

Для стрельбы платформа устанавливалась в специально вырытом котловане. На дно укладывалась нижняя чугунная плита, затем деревянные брусья. Все сооружение скреплялось болтами и засыпалось землей до уровня верхней чугунной плиты. На ней болтами крепилась тумба пушки. 

Время перехода из походного положения в боевое у ЗУ-27 при мягком грунте около 4 часов, а при твердом 5 часов.

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.