gusev_a_v

Categories:

Борьба, которую мы потеряли

«Обычно когда речь заходит о существующих в мире прикладных видах борьбы и системах самозащиты, то называют лишь исключительно японские — джиу-джитсу, сумо, дзюдо, каратэ, айкидо... Благодаря многолетней и не слишком скромной рекламе они оказались больше всего известными широкой публике. Мне не раз приходилось даже слышать такие недоуменные вопросы: «Но почему же именно японцам, в только японцам, удавалось изобретать эффективные боевые приемы?!» И на это я всегда отвечаю так: «Потому что не только и не именно», - писал М.Н. Лукашев в книжке «10 000 путей к победе».

И был прав.

Популярна борьба была и в русском народе. Так политически сложилось, что часть нынешних историков и почитателей советской самобытной борьбы и системы самозащиты самбо считают её слегка измененной Василием Ощепковым борьбы дзюдо.

Действительно Василий Ощепков пропагандировал в СССР борьбу дзюдо, под названием «борьба вольного стиля» слегка видоизменив её.

Но означает ли это что до него ничего подобного не было.

Было! Причем столетиями было.

Очень подробно соревнования по русской борьбе описал в своем романе «Три конца» уральский писатель XIX века Д.Н. Мамин-Сибиряк. Действие происходит на вымышленном Ключевском заводе, под которым подразумевается уральский Висимо-Шайтанский завод.

Вот как он это описывает:

«Боролись не в охапку, по-мужицки, а за вороток, подшибая ногой. По обычаю, каждый боролся три раза. Ребята боролись скоро, и на круг выходили все новые борцы».

Что такое: «в охапку, по-мужицки»?

Существует версия будто пришла борьба на поясах к русским от тюркских народов, которые боролись на поясах без участия ног имитируя, борьбу на конях.

На самом деле борьба на конях на Урале существовала с древности у башкир. Называется аузарыш. С борьбой на поясах она никак не связана.

Например, историк борьбы Андрей Александров считает, что пытаться сделать захват за пояс в аузарыше чревато немедленным проигрышем поединка.

Просто это тот случай, когда многие народы пришли к одинаковой традиции своими путями.

Главное доказательство того, что борьба на поясах существовала у славян издревле, это то, что у западнославянских народов, например у чехов, слово «борьба» - это «за пояс».

И главное преимущество поясной борьбы – в её зрелищности.

Это ситуация как с боксом. Ещё в XIX веке получил распространение сават – бокс французский, где разрешены удары ногами. Потом в России и мире приобретали популярность и бокс таиландский и кик-боксинг, но классический бокс ни один обойти по популярности не смог.

Потому что классический бокс для зрителя прост, понятен.

Так же и борьба на пояса: схватились, один оторвал от земли бросил. Поверженный коснулся земли (ковра) частью тела, кроме ног - проиграл. Все всё понимают.

Не удивительно, что в те годы, когда цирковая французская (классическая, греко-римская борьба) обладала сверхпопулярностью, в цирках помимо показушной борьбы по французским правилам проводилась и реальная борьба на поясах.

Для этой борьбы, которую называли «русско-швейцарской», изготавливались специальные пояса. Свое восхождение на борцовский олимп легендарный Иван Поддубный начинал именно с неё.

Но вернемся к русским уральцам из книги «Три конца»:

«Борцы ходили по кругу, взявши друг друга за ворот чекменей правою рукой, – левая шла в дело только в момент схватки. Вся суть заключалась в том, чтобы ловко ударить противника ногой и сбить его на землю».

И вот ещё фрагмент:

«Припомнив какое-то мудреное борцовое колено, Самойло Евтихыч надеялся изловчиться и начал подтягивать Спирьку в правую сторону, как будто бы хотел его подшибить правою ногой. Спирька в свою очередь, как бык, забочился налево и начал убирать свою левую ногу. Выбрав удобный момент, Самойло Евтихыч неожиданно ударил его левою ногой так, что Спирька пошатнулся, но в то же мгновение Самойло Евтихыч точно вспорхнул на воздух, смешно заболтал ногами и растянулся пластом».

В начале XX века, когда в Россию пришла цирковая борьба, русская борьба «за вороток» почти сразу канула в лету, не выдержав конкуренции.

Но осталась жить в самбо.

Вот, что писал один из создателей борьбы самбо Анатолий Харлампиев:

«Борьба самбо обобщает опыт национальных видов борьбы и главным образом русской борьбы».

Авторы фильма "Непобедимый" снимали фильм в жанре истерн. Жанр этот требует, чтобы действия фильма происходили во время борьбы с басмачеством. Поэтому киношный Хромов едет изучать приемы борьбы в Туркестан.

Многие противники русского происхождения борьбы самбо очень любят в качестве аргумента приводить этот фильм. Хотя фильм не документальный. Так ситуацию представил режиссер. Он художник, он так видит...

Русскость самбо до сих пор некоторым гражданам мозолит глаза. Поэтому и плодятся историки которые объявляют самбо русской переделкой японского дзюдо. А Василия Ощепкова – единственным родоначальником самбо, мгновенно выбрасывая из истории борьбы многовековой опыт русского народа!

Error

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.