Анатолий Гусев (gusev_a_v) wrote,
Анатолий Гусев
gusev_a_v

Categories:

Альтернативщина от Исаева. Война в воздухе



Купил книжку Алексея Исаева «Великая Отечественная альтернатива». Разочарован неописуемо. Во-первых, я считал данного автора патриотом, во-вторых я считал его историком. В книжке не нашел ни того, ни другого. Но поскольку Исаев очень популярен и авторитетен для многих увлекающихся историей, я решил посвятить его книжке несколько постов. В книжке своей Исаев пытается смоделировать действия СССР и Германии в случае, если бы СССР нанес превентивный удар. Вот как по мнению Исаева происходила бы война в воздухе…

«Развитие событий в воздухе над «первым ударом» в свете вышесказанного нетрудно спрогнозировать. Первый удар, скорее всего, будет достаточно результативным, - фантазирует Исаев. – Какое-то время советские летчики будут господствовать в воздухе. Однако вряд ли этот удачный дебют будет длиться бесконечно. Успешное наступление войск Красной армии на том или ином направлении, словно магнит, будет притягивать к себе группы и даже целые эскадры немецких истребителей. Действующие в интересах наступающих механизированных и стрелковых корпусов советские бомбардировщики и штурмовики будут встречать плотные группы немецких истребителей. Собственно, будет повторяться сценарий атак на «механизированные колонны» лета 1941 г., только в несколько откорректированном виде».

Обратите внимание: Исаев считает, что если бы ВВС РККА была к июню развернута, то она могла бы некоторое время активно противостоять Люфтваффе и даже обладать временно господством в воздухе.
Исаев не объясняет на основании чего он делает подобные выводы. В книжке вообще нет ссылок. И «научность», описанная в предисловии, в следствии отсутствия ссылок – сомнительная.

Я, в отличие от Исаева, не буду строить альтернативных версий. Обращу внимание читателя только на реальные исторические факты.
Сначала об общем составе ВВС западных округов СССР в июне 1941 года. Всего ВВС РККА насчитывала 7133 самолета. Из них новых – 1448 штук. Из общего числа самолетов 859 штук числились неисправными.
Т.е. исправными были 5415 самолетов. Но и они не все могли взлететь, потому что число экипажей на 1196 единиц было меньше, чем самолетов.
Если смотрим на число самолетов, способных подняться в воздух – это цифра становится очень не большой.
И не просто небольшой – маленькой.
Если вдуматься, то большая часть самолетов ВВС РККА была разбита на земле не столько от того, что не была своевременна рассредоточена. Она просто не могла подняться в воздух.
Ну вот представим, что есть исправный самолет, есть экипаж, способный поднять машину в воздух. Взлетит самолет?
Не факт!
Нужна предполетная подготовка.
А во всех западных округах катастрофически не хватало авиационных специалистов, механиков. Например, в Западном военном округе укомплектованность едва доходила до 86%.
Но, вообразим, что летчик есть, самолет есть, механик его подготовил. Откуда будет взлетать авиация, чтобы поддерживать наступающие на Варшаву механизированные орды РККА?
Аэродромы есть?
Есть, но тоже недостаточно. Процент обеспеченности – 85% или 626 аэродромов.
Из них в июне 1941 года в стадии реконструкции находились 135 аэродромов.
На вновь присоединенных территориях Западной Украины и Западной Белоруссии из 626 аэродромов, которые можно было использовать круглогодично было всего 19 штук!
Остальные после дождя вообще становились непригодными к использованию.
Подавляющее количество аэродромов не имели необходимой инфраструктуры.
Однако сделаем ещё одно допущение: аэродром есть, механик есть, исправный самолет есть, экипаж есть.
Самолет взлетел!
Ура?
Фигушки!
Только 21% всего летного состава Западных округов мог выполнять боевые задания в сложных метеоусловиях.
Подавляющее количество экипажей западных округов успели обучить лишь полетам днем в хорошую ясную погоду.
Например, в Одесском военном округе в сложных метеоусловиях днем могли летать только 3% экипажей.
Ночью в простых метеоусловиях могло летать еще меньшее количество экипажей. В сложных метеоусловиях ночью в большинстве западных округов не умел летать никто!!!

В отличие от ВВС РККА Люфтваффе имело по бумагам меньше самолетов. Но все они, накануне войны, либо были совсем новенькие, либо прошли модернизацию. Состав был хорошо сбалансирован по количеству истребителей, бомбардировщиков и разведчиков.
Люфтваффе имела практически полностью укомплектованный (и даже на ряд типов самолетов избыточный) штат экипажей.
Многие пилоты имели боевой опыт.
Германия создала густую сеть аэродромов. Только в Польше было их построено 100 штук. А на территории Германии – 250. Это не считая посадочных площадок. Аэродромы имели склады ГСМ, средства связи и т.п.
Всего к нападению на СССР было приготовлено 4914 самолетов.
Напомню СССР в первые дни войны мог выставить 5415 исправных самолетов. Большая часть из них старые, не модернизированные, с плохо подготовленными пилотами, и плохо обслуживаемые в силу недостатка специалистов и материальной части…
Т.е. Германия легко (несмотря на войну в воздухе против Англии) смогла выделить для войны против СССР более 43% всей своей авиации.

Как военный историк Исаев смог предположить, что в условиях начавшейся реорганизации тыла ВВС, при недостатке аэродромов и аэродромной инфраструктуры, при дефиците летчиков и технического персонала, при низкой облученности пилотов и командиров ВВС РККА могла нанести превентивный удар – для меня загадка.
Во всяком случае, полагаю, что Сталин имел более реалистичное представление о состоянии ВВС Красной Армии, чем Исаев, и всячески пытался оттянуть войну. На это его была главная надежда. Ни о каком превентивном ударе он не помышлял и помышлять не мог. И не только из-за неготовности к войне ВВС, а ещё по ряду куда более важных причин. Но об этом в следующий раз…

Продолжение следует...


Tags: Великая Отечественная война, история
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments