Анатолий Гусев (gusev_a_v) wrote,
Анатолий Гусев
gusev_a_v

Новый год в старинном Екатеринбурге



Смена веков и продолжительный период зимних праздников хороший повод обратиться к событиям столетней давности. Насколько веселым и утомительным занятием было празднование в начале XX в.?

Зимние праздники включали в себя и старинные народные святки, языческие по своему происхождению, и церковный праздник Рождества, и мирской праздник Нового года. И если на Западе слияние церковного и мирского праздников произошло достаточно давно, то в России реально это проявилось именно к концу XIX в.

К этому рубежу XIX—XX вв. распространился обычай наряжать елку. Ее теперь ставили к рождественским праздникам почти в каждой семье. Газеты пестрят объявлениями о продаже елочных игрушек. Но еще долгое время наряд для елки готовился загодя дома детьми и взрослыми. В последнюю неделю перед праздниками это становилось главным занятием в долгие зимние вечера. Самоделки были из бумаги, папье-маше и проволоки. Украшением служили орехи, пряники, фрукты и другие сладости, они же одновременно были и подарками.

Святочные, или рождественские рассказы, мода на которые также пришлась на рубеж XIX—XX столетий, раскрывают глубину тоски по чуду и неизбывное ожидание подарка. Дореволюционные поздравительные открытки, стихотворные рождественские послания, а также фотографии и картины хорошо передают образ праздника у елки в начале века.

В две святочные недели, которые начинались Рождественским сочельником и заканчивались Крещением, проводились разнообразные благотворительные ярмарки и вечера, праздничные карнавалы и детские утренники.

В этот период, когда все полны радужных и светлых ожиданий, дети пользовались наибольшим вниманием. Если раньше взрослые ограничивались лишь сладостями в качестве рождественского подарка детям, то теперь для них устраиваются специальные праздники. Они проводились между Рождеством и Новым годом и получили название "елка". Появление специального зимнего детского праздника свидетельствовало о переоценке отношения к детству, признании его самоценности. Детство перестали считать эскизом, началом, предысторией взрослого человека. Это хорошо иллюстрирует подпись под карикатурой того времени.

"— Приходите к нам на елку.

—А разве у вас будет елка? Для кого, у вас же нет детей.

—Как нет?! А мой муж!'" 1

Темами для карикатур становились не только нелепые ситуации в семьях, но и общественные недостатки. Острой проблемой в конце XIX в. считалась проблема новогодних визитов. Ее обсуждали и на страницах местных газет, считая пустой тратой времени переезды из конторы в контору и раздачу карточек с поздравлениями. Центральные журналы также высмеивали эту традицию.

" — Дедушка Мороз, пощади, не щипли за уши.

—Не любишь!

—Не виноват я. Швейцары, дворники и лакеи распотрошили.

—Да ты кто?

—Новогодний визитер."2

Но если вся эта суета заканчивалась для горожанина более благополучно, то он попадал на какой-нибудь бал-маскарад. К таким карнавалам готовились специальные костюмы. На фотографиях, хранящихся в архивных и музейных собраниях3, запечатлены девушки в национальных русских, украинских и др. костюмах.

Костюмы были обязательны при посещении праздничных вечеров, проводимых в зале общественного собрания Екатеринбурга или в заводских клубах. Упоминались маски клоунов, "Петрушки", "Незабудки", "Лето", "Маркиза," "Рыбачка" и некоторые другие4. Если кто-то приходил без карнавальных костюмов и масок, то кавалеры платили штраф. Во время маскарадов или благотворительных концертов устраивались винные и фруктовые буфеты с "конфектами и прохладительными напитками". На сцене ставили фарсы и водевили. Рождество и Новый год встречали все слои населения. Устраивались общегородские развлечения. Так в Екатеринбурге на набережной городского пруда заливали катальные горы. В центре города совершали прогулки в санях, запряженных лошадьми, на катках ка¬тались на коньках.

В новогодние праздники посещали родственников и знакомых. Для гостей устраивались различные святочные игры вроде фантов, шарад, загадок и пр.

Праздники — одна из наиболее устойчивых форм культуры. На протяжении многовековой истории страны они всегда опирались на традиции, но при этом меняли свои формы, приспосабливаясь к условиям времени. Так это произошло с празднованием Нового года и Рождества в нашей стране в течение XX века.

Материал отсюда:
http://www.m-i-e.ru/biblioteka/uezdnyigorodekaterinburg1863-1917gg/yahno1
Tags: история
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments