Интересная статья кандидата исторических наук С. Н. Ковалева «О МЕРАХ ЛАТВИЙСКОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ, ВЫЗВАННЫХ НАЧАЛОМ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ».
О том, как жили США в годы войны мне доводилось читать довольно много, о том, как жило население в СССР, Англии и Германии тоже написано изрядно. Но вот об жизни в странах восточноевропейских лилипутах мне читать ранее не доводилось. И вот после прочтения, кажется мне, что кинематографисты снявшие фильм «Долгая дорога в дюнах» приукрасили латвийские реалии, круче, чем когда-то в фильме «Кубанские казаки»…
Когда пишут, что в «тоталитарном» СССР в 1940-м году были введены полувоенные порядки на предприятиях, то в странах буржуазной демократии должно было быть как то иначе. Однако читаем у Ковалева:
«С ноября 1939 г. ЛТЦ в рамках подготовки «к рабочему сезону будущего лета и весны» предложила старшеклассникам зарегистрироваться для добровольной трудовой повинности «минимум на месяц, а если потребуется — и больше». Для развития инициативы предлагалось «ввести в 2-х последних классах основных школ трудовую повинность».
Помните советскую отработку?
Вот, оказывается где её изобрели!
Но в Латвии трудовая повинность вводилась не только для школьников. Для всех!
Латвийский кабинет министров 28 мая 1940 г. принял Закон о хозяйственной деятельности. К хозяйственной повинности не привлекались: лица моложе 16 лет, старше 60 лет, военнослужащие, пограничники, профессиональные пожарные, «лица, потерявшие 50 % трудоспособности», и некоторые иные категории населения.
В СССР в мирное время такого не было. Даже в сталинские, предвоенные годы не было. Только с началом войны.
А латыши были почти Европа, у них все было как у цивилизованных народов. У них даже количество ваты в собственности контролировало государство.
Снова цитата:
«Правительством осуществлялся контроль над наличием различных товаров, сырья и их продажей потребителям. Так, согласно распоряжению министра торговли и промышленности от 23 мая до 12 часов 25 мая предприниматели письменно обязаны были зарегистрировать товары и сырье, «если они превышают» следующий вес: олово — 5 кг, медь — 50 кг, нефть, керосин — 500 кг, вата — 50 кг, кожа — 200 кг. Покупка и продажа этих товаров без разрешения инспекции цен или торгово-промышленного департамента запрещалась. За нарушение распоряжения грозил штраф до 50 тыс. латов и закрытие предприятия».
Свободный рынок, демократия, чувствуете?
И еще: все кто не соглашался ехать в отпуск на сельхозработы лишались отпуска.
Представляете как стало плохо латышам. Когда пришли оккупанты с их тоталитаризмом?
Но вот, наверное, дефицита, как в совке и нормирования товаров наверняка в Латвии не было?
Читаем у Ковалева:
«Распоряжением правительства от 17 июня 1940 г. было запрещено продавать потребителям «без разрешения инспектора, а потребителям приобретать для своих нужд шерстяные, полушерстяные и хлопчатобумажные материи в количестве, превышающем нормальную потребность». Ограничения также касались мужской обуви, обувных верхов и подошвенной кожи. Продавцы были обязаны «вписать на 28-ю страницу паспорта покупателя, когда, сколько и какого товара было продано».
За невыполнение распоряжения на нарушителей налагались штрафы.
Сколько чего купил – в паспорт вписывалось!
Сталин их не голодоморил, НКВД врагов народа не вылавливало… Мирное время. Латвии ни с кем не воюет. И такая, извините за выражение, задница!
А вы говорите: «Долгая дорога в дюнах»…