Оказывается я перепутал даты и "пропустил" начало первой мировой войны. Поэтому с некоторым опозданием, я по своему давнему обычаю предлагаю сравнить участие России (СССР) в первой мировой войне и во второй мировой войне с точки зрения влияния опыта, обеспеченности вооружениями на боеспособность войск.
Как известно в первую мировую войну Россия вступила имея численно самую большую армию. У этой армии и высшего генералитета был серьезный (правда, печальный) опыт русско-японской войны. Значительную часть офицерского корпуса составляли наследственные офицеры. В боевых качествах русского солдата вообще никто не сомневался. Кадровые части были очень не плохими. Правда в вооружении русская армия заметно уступала своим противникам, прежде всего германской армии. В среднем по артиллерии германская армия имела полуторократное преимущество в настильном огне и почти девятикратное в навесном.
РККА вступило во вторую мировую войну с армией, которая в массе своей совсем недавно была преобразована из милиционной (территориальной) в кадровую. Генералитет, по-существу, имел опыт только одной войны – советско-финляндской. Опыт этот был крайне специфичным в силу особенностей театра военных действий и тактики противника, а потому не универсальным и малоприменимым в большой войне. Представители офицерского корпуса, как и генералитета из-за колоссального роста армии в чрезвычайно короткий срок делали головокружительные карьеры. Еще не научившись толком командовать ротой, люди назначались командовать полком. А едва освоившись в полку повышались до командира дивизии. Однако с оружием существенных проблем не было. Часто оно было неосвоенное, часто не новое, но его хватало.
Короче говоря, на начало войны личный состав русской армии был лучше, а вооруженность – хуже. У РККА – наоборот.
Начались боевые действия. Я не буду разбирать их ход. Однако отмечу, что и русская армия и РККА в первые месяцы войны понесли тяжелые потери. Большие потери были обусловлены комплексом причин. Советский генералитет и офицерство было неопытным, советская армия по сути своей была ещё полурегулярной и имевшимся оружием полноценно воспользоваться не смогла. Русский генералитет и офицерство были инородными, страдали германобоязнью, единого целого с солдатской массой не составляли. Вооруженность армии была недостаточной и это тоже приводило к высоким потерям.
Далее, и русская армия и РККА начали восполнять потери. Молодые советские генералы и офицеры потихоньку приобретали опыт, у них появлялась уверенность в возможности побеждать, а русский генералитет и офицерство в силу своего национального состава так и остались германобоязливыми. По-разному складывались дела и в отношении солдатских масс. После того, как плохо вооруженная русская армия растеряла свою кадровую основу - она превратилась в армию милиционного типа. Нестойкую, необученную, не дисциплинированную. Нехватку вооружений приходилось компенсировать людской массой, пушечным мясом. Чтобы повысить боеспособность в русскую армию начали набирать добровольцев, формируя из них «батальоны смерти». Эти части действительно были боеспособнее остальных, но очень малочисленны. Оснащенность же РККА в ходе войны не уменьшалась, а нарастала. Это позволяло заваливать врага не мясом, а железом. В результате необученные новобранцы выживали, набирали опыт, дивизии народного ополчения получали статус стрелковых дивизий, а затем и гвардейских…
К концу первой мировой войны германская армия превосходила русскую как по оснащенности, так и по качеству командного и солдатского состава. Причем превосходство это было чрезвычайно ощутимым.
РККА же все время усиливалась. Уменьшение потерь приводило к увеличение доли опытных солдат в подразделениях. И к 1943 году советские солдаты и командиры уже ни чем не уступали немецким. А в 1944 году части РККА имели полное превосходство над немецкими. Это выражалось не только в оснащенности, но и в опыте планирования и проведения крупных операций, а так же в индивидуальных боевых качествах каждого бойца.
На мой взгляд из этого можно сделать два вывода.
Первый: социальное устройство Российской империи не способствовало выдвижению на командные посты способных командиров. На выдвижение гораздо больше влияла сословность, национальность, а не личные командирские качества. В РККА ситуация была иной. Хоть командный состав РККА в начале войны, как и командный состав русской армии, был откровенно слабым. Но оказался способным учиться и набираться опыта. Командный состав русской армии в массе своей, на это оказался неспособен.
Второй вывод: советская промышленность сумела обеспечить вооруженные силы СССР всем необходимым и тем самым позволила завалить врага железом. Русская армия, не имевшая вооружений в достаточном количестве, до самого конца войны была вынуждена полагаться на пушечное мясо.
Другая политическая система, другое политическое устройство – другой исход войны!