Анатолий Гусев (gusev_a_v) wrote,
Анатолий Гусев
gusev_a_v

Categories:

Интервью с основоположником. Коммунистический манифест


Это «интервью» я сделал совсем просто. Взял «Манифест коммунистической партии», «разбавил» его своими вопросами и чуточку сократил. Сейчас ортодоксальные марксисты не редко упрекают Сталина И.В. в том, что он по многим вопросам «отошел от марксизма», что он строил не коммунизм, а «советскую империю», что упор делал не на мировую революцию, а на патриотизм… Но Маркс, при всех его заслугах, все таки был ученым-теоретиком, кабинетным фантазером, а Сталин И.В – государственным деятелем и не все постулаты теоретического марксизма можно и нужно было применять на практике. Напоминаю: вопросы, как обычно, мои, а "ответы" – из манифеста под которым стоят подписи К. Маркса и Ф. Энгельса.

- Господин Маркс, если кратко, то как бы вы охарактеризовали сегодняшнюю ситуацию в Европейском союзе?

- Призрак бродит по Европе - призрак коммунизма. Все силы старой Европы объединились для священной травли этого призрака: папа и царь, Меттерних и Гизо, французские радикалы и немецкие полицейские.

- Царь уже ни с кем не объединяется, но в остальном я с вами соглашусь… Но я хочу вас расспросить на предмет будущего России и возможной модернизации страны. Например, Сталин И.В. заявлял, что капиталисты являются двигателями прогресса, когда модернизация сулит им большие прибыли и становятся противниками прогресса, если модернизация им больших прибылей не сулит…

- Буржуазия не может существовать, не вызывая постоянно переворотов в орудиях производства, не революционизируя, следовательно, производственных отношений, а стало быть, и всей совокупности общественных отношений. Напротив, первым условием существования всех прежних промышленных классов было сохранение старого способа производства в неизменном виде. Беспрестанные перевороты в производстве, непрерывное потрясение всех общественных отношений, вечная неуверенность и движение отличают буржуазную эпоху от всех других. Все застывшие, покрывшиеся ржавчиной отношения, вместе с сопутствующими им, веками освященными представлениями и воззрениями, разрушаются, все возникающие вновь оказываются устарелыми, прежде чем успевают окостенеть.

- А как вы смотрите на возможность модернизации современной, капиталистической России. Не рискует ли Россия оказаться сырьевым придатком более развитых стран. Нынешний олигархический капитализм – это тормоз для развития России?

- Буржуазия быстрым усовершенствованием всех орудий производства и бесконечным облегчением средств сообщения вовлекает в цивилизацию все, даже самые варварские, нации. Дешевые цены ее товаров- вот та тяжелая артиллерия, с помощью которой она разрушает все китайские стены и принуждает к капитуляции самую упорную ненависть варваров к иностранцам. Под страхом гибели заставляет она все нации принять буржуазный способ производства, заставляет их вводить у себя так называемую цивилизацию, т.е. становиться буржуа. Словом, она создает себе мир по своему образу и подобию.

- Звучит «оптимистично». Однако и сейчас раздаются голоса о необходимости поддерживать собственного производителя, развивать собственное сельское хозяйство и промышленность…

- Буржуазия путем эксплуатации всемирного рынка сделала производство и потребление всех стран космополитическим. К великому огорчению реакционеров она вырвала из-под ног промышленности национальную почву. Исконные национальные отрасли промышленности уничтожены и продолжают уничтожаться с каждым днем. Их вытесняют новые отрасли промышленности, введение которых становится вопросом жизни для всех цивилизованных наций, - отрасли, перерабатывающие уже не местное сырье, а сырье, привозимое из самых отдаленных областей земного шара, и вырабатывающие фабричные продукты, потребляемые не только внутри данной страны, но и во всех частях света. Вместо старых потребностей, удовлетворявшихся отечественными продуктами, возникают новые, для удовлетворения которых требуются продукты самых отдаленных стран и самых различных климатов.

- Если глобализм настолько мощен и прогрессивен, то отчего время от времени мир сотрясают глобальные кризисы? Близится окончательный кризис капитализма?

- Производительные силы, находящиеся в его распоряжении, не служат более развитию буржуазных отношений собственности; напротив, они стали непомерно велики для этих отношений, буржуазные отношения задерживают их развитие; и когда производительные силы начинают преодолевать эти преграды, они приводят в расстройство все буржуазное общество, ставят под угрозу существование буржуазной собственности. Буржуазные отношения стали слишком узкими, чтобы вместить созданное ими богатство.

- Каким путем преодолевает буржуазия кризисы?

- С одной стороны, путем вынужденного уничтожения целой массы производительных сил, с другой стороны, путем завоевания новых рынков и более основательной эксплуатации старых.

- О загнивающем капитализме можно рассуждать очень долго, но давайте поговорим о ваших целях…

- Ближайшая цель коммунистов та же, что и всех остальных пролетарских партий: формирование пролетариата в класс, ниспровержение господства буржуазии, завоевание пролетариатом политической власти.

- Да, эту затею потом назовут «социальным экспериментом» по рецепту кабинетного теоретика…

- Теоретические положения коммунистов ни в какой мере не основываются на идеях, принципах, выдуманных или открытых тем или другим обновителем мира. Они являются лишь общим выражением действительных отношений происходящей классовой борьбы, выражением совершающегося на наших глазах исторического движения. Уничтожение ранее существовавших отношений собственности не является чем-то присущим исключительно коммунизму. Все отношения собственности были подвержены постоянной исторической смене, постоянным историческим изменениям. Например, французская революция отменила феодальную собственность, заменив ее собственностью буржуазной.

- Когда-нибудь вас обвинят в том, что вы хотели все отнять и поделить…

- Отличительной чертой коммунизма является не отмена собственности вообще, а отмена буржуазной собственности.

- Вы конечно, к раскулачиванию никакого отношения не имеете, но вам и это припомнят… - Заработанная, благоприобретенная, добытая своим трудом собственность!

- Говорите ли вы о мелкобуржуазной, мелкокрестьянской собственности, которая предшествовала собственности буржуазной? Нам нечего ее уничтожать, развитие промышленности ее уничтожило и уничтожает изо дня в день. Или, быть может, вы говорите о современной буржуазной частной собственности? Но разве наемный труд, труд пролетария, создает ему собственность? Никоим образом. Он создает капитал, т.е. собственность.

- Современная пресса обвинит вас в том, что порожденный вами коммунизм будет системой подавления личностей и свобод…

- Она права. Действительно, речь идет об упразднении буржуазной личности, буржуазной самостоятельности и буржуазной свободы. Под свободой, в рамках нынешних буржуазных производственных отношений, понимают свободу торговли, свободу купли и продажи. Но с падением торгашества падет и свободное торгашество. Разговоры о свободном торгашестве, как и все прочие высокопарные речи наших буржуа о свободе, имеют вообще смысл лишь по отношению к несвободному торгашеству, к порабощенному горожанину средневековья, а не по отношению к коммунистическому уничтожению торгашества, буржуазных производственных отношений и самой буржуазии.

- Сейчас значительная часть россиян придет от ваших слов в ужас!

- Вы приходите в ужас от того, что мы хотим уничтожить частную собственность. Но в вашем нынешнем обществе частная собственность уничтожена для девяти десятых его членов; она существует именно благодаря тому, что не существует для девяти десятых. Вы упрекаете нас, следовательно, в том, что мы хотим уничтожить собственности предполагающую в качестве необходимого условия отсутствие собственности у огромного большинства общества.

- Отсутствие свободы предпринимательства, конкуренции непременно приведут к потере стимулов интенсивно трудится, к лени, тунеядству…

- В таком случае буржуазное общество должно было бы давно погибнуть от лености, ибо здесь тот, кто трудится, ничего не приобретает, а тот, кто приобретает, не трудится.

- Это вы словно про современную Россию сказали… Вообще многое из того, что вы сказали выше звучит довольно убедительно, но есть вопросы в которых вас не поддержат ни ваши последователи Ленин В.И. и Сталин И.В., ни большинство граждан первой страны социализма – это намерение разрушить институт семьи…

- На чем основана современная, буржуазная семья? На капитале, на частной наживе. В совершенно развитом виде она существует только для буржуазии; но она находит свое дополнение в вынужденной бессемейности пролетариев и в публичной проституции. Буржуазная семья естественно отпадает вместе с отпадением этого ее дополнения, и обе вместе исчезнут с исчезновением капитала. Или вы упрекаете нас в том, что мы хотим прекратить эксплуатацию детей их родителями? Мы сознаемся в этом преступлении. Но вы утверждаете, что, заменяя домашнее воспитание общественным, мы хотим уничтожить самые дорогие для человека отношения. А разве ваше воспитание не определяется обществом? Разве оно не определяется общественными отношениями, в которых вы воспитываете, не определяется прямым или косвенным вмешательством общества через школу и т. д.? Коммунисты не выдумывают влияния общества на воспитание; они лишь изменяют характер воспитания, вырывают его из-под влияния господствующего класса. Буржуазные разглагольствования о семье и воспитании, о нежных отношениях между родителями и детьми внушают тем более отвращения, чем более разрушаются все семейные связи в среде пролетариата благодаря развитию крупной промышленности, чем более дети превращаются в простые предметы торговли и рабочие инструменты.

- Но вы, ранние коммунисты, хотите ввести общность жен!

- Буржуа смотрит на свою жену, как на простое орудие производства. Он слышит, что орудия производства предполагается предоставить в общее пользование, и, конечно, не может отрешиться от мысли, что и женщин постигнет та же участь. Он даже и не подозревает, что речь идет как раз об устранении такого положения женщины, когда она является простым орудием производства. Впрочем, нет ничего смешнее высокоморального ужаса наших буржуа по поводу мнимой официальной общности жен у коммунистов. Коммунистам нет надобности вводить общность жен, она существовала почти всегда. Наши буржуа, не довольствуясь тем, что в их распоряжении находятся жены и дочери их рабочих, не говоря уже об официальной проституции, видят особое наслаждение в том, чтобы соблазнять жен друг у друга. Буржуазный брак является в действительности общностью жен. Коммунистам можно было бы сделать упрек разве лишь в том, будто они хотят ввести вместо лицемерно-прикрытой общности жен официальную, открытую. Но ведь само собой разумеется, что с уничтожением нынешних производственных отношений исчезнет и вытекающая из них общность жен, т.е. официальная и неофициальная проституция.

- Далее, коммунистов упрекают, будто они хотят отменить отечество, национальность.

- Рабочие не имеют отечества. У них нельзя отнять то, чего у них нет. Так как пролетариат должен прежде всего завоевать политическое господство, подняться до положения национального класса, конституироваться как нация, он сам пока еще национален, хотя совсем не в том смысле, как понимает это буржуазия. Национальная обособленность и противоположности народов все более и более исчезают уже с развитием буржуазии, со свободой торговли, всемирным рынком, с единообразием промышленного производства и соответствующих ему условий жизни. Господство пролетариата еще более ускорит их исчезновение.

- Не дай бог! Очевидно, что и в вопросе патриотизма, как и в вопросе общности жен Сталин И.В. не являлся вашим единомышленником. Ну а как вы относитесь к более тесному, дружественному взаимодействию христиан и коммунистов по достижению единой цели – создания более справедливого общества?

- Нет ничего легче, как придать христианскому аскетизму социалистический оттенок. Разве христианство не ратовало тоже против частной собственности, против брака, против государства? Разве оно не проповедовало вместо этого благотворительность и нищенство, безбрачие и умерщвление плоти, монастырскую жизнь и церковь? Христианский социализм это лишь святая вода, которою поп кропит озлобление аристократа.






Tags: коммунизм, социализм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments