Анатолий Гусев (gusev_a_v) wrote,
Анатолий Гусев
gusev_a_v

Categories:

Какими были зарплаты новотрубников в годы войны?

кузовной ремонт кадиллак

Писатель Борис Путилов в своей повести «Красный директор», посвященной Ф. Данилову писал: «А какая отличная жизнь складывалась в начале сороковых годов! Хотя уже за год до войны на новотрубном, как и на других заводах страны, был введен строгий, почти военный распорядок работы….» Однако, несмотря на это, жил завод жизнью, довольно расслабленной – никто на работе «с пупа не рвал». В отчетах цехов в то время часто фигурируют цифры выполнения плана всего на 70 – 80 процентов. А зарплаты, тем не менее, повышали. Особенно административно-управленческому персоналу. Например, накануне войны оклады директора и главного инженера Новотрубного завода выросли сразу на 500 рублей и составили 3000 рублей, а у начальника техотдела Данилова оклад достиг 1500 рублей. Кроме того, для руководящих работников существовала система премирования. Начальник цеха, выполнившего план, мог рассчитывать на премию в размере 2 – 2,5 окладов и соответственно мог получить вместо, предусмотренных окладом, 1500 рублей аж 3750 рублей. Для того, чтобы получить указанную премию, начальнику газогенераторного цеха достаточно было просто обеспечить «бесперебойную работу». Простым рабочим, конечно, такие фантастические премии не полагались. Например, рабочим строительной группы БКО при 100 процентах выполнения плана начислялось всего 25 процентов к окладу! С началом войны требования серьезно возросли и для руководства и для простых новотрубников. Почти все цеха, практически каждый месяц начали план перевыполнять, причем иногда на 20 и 30 процентов. Интересно, что до войны среднеарифметический новотрубник за день зарабатывал 15 рублей 34 коп., а продукции производил всего на 37 руб. 44 коп. В декабре 1941 года среднеарифметический новотрубник зарабатывал в день 20 руб. 35 копеек, а производил продукции на 207 рублей! В случае невыполнения плана спрашивали строго. Сохранилась записка начальника ООТ, объяснявшего почему автогараж не выполнил план. «В октябре месяце 1941 г. по автогаражу не выполнили норм выработки 33 чел. Основной причиной тому является распутица и бездорожье, имевшие место в октябре. В течение месяца машины простаивали на дорогах не только часами, но и днями. Так, например, в селах Каменка и Новая Утка 4 машины буксовали в грязи и простояли от 3 до 7 дней….»
Вообще зарплаты рабочих на Новотрубном заводе были даже несколько выше, чем у рабочих в среднем по Уралу. Так среднемесячная зарплата рабочих НТЗ составляла 503 рубля, а по Уралу – 375 рублей. Еще более впечатляющей разница окажется если сравнить дневную зарплату квалифицированных работников НТЗ с оплатой трудодня колхозников. У рабочих – 17 руб. 71 коп. У колхозников – 6 коп.
Следует однако сказать, что с июля 1941 года, когда в СССР была официально установлена карточно-распределительная система, деньги начали играть второстепенную роль. На рынке же цены были заоблачными. Даже большого директорского оклада Якова Осадчего по рыночным ценам хватило бы только на 4 кг. 700 грамм сливочного масла. Не удивительно, что покупательная способность уральцев в годы войны резко пошла вниз. Так по сравнению с довоенным периодом покупка тканей упала в 10 – 12 раз, обуви в 3 – 4 раза, керосина в 40 – 120 раз, дров, хозяйственного мыла – в 2 – 3 раза. А производительность труда при этом опять же резко возросла. В этом, возможно, и кроется главный секрет почему СССР победил экономически более сильную Германию и ее сателлитов.

Оклады работников завода №703 согласно штатному расписанию, действовавшему в 1941 г..
Должность Оклад руб/мес
Директор................................3000
Главный инженер.........................3000
Зам. директора по общим вопросам........1600
Начальник техотдела.....................1500
Секретарь директора.....................300
Главный механик ........................1682
Врач дома отдыха........................600
Начальник ЖКО...........................900
Уборщица-поломойка......................Около 150
Библиотекарь............................250
Экономист ЖКО...........................400

Средние цены на уральских рынках в 1941 – 1945 гг.

Товар Цена
Масло 1 кг..................... 793 руб
Ржаная мука 1 кг............... 158 руб.
Капуста 1 кг................... 43 руб.
Молоко 1 литр.................. 87 руб.
Картофель 1 кг. ................45 руб.
Яйца 10 шт..................... 198 руб.
Говядина 1 кг.................. 314 руб
Булка пшеничного хлеба 0,7 кг.. 400 руб.
Tags: Великая Отечественная война, Вторая мировая война, Новотрубный завод, Первоуральск, сталинизм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments