Анатолий Гусев (gusev_a_v) wrote,
Анатолий Гусев
gusev_a_v

Categories:

О ситуации с доставкой периодической печати со второго полугодия 2014 года


Оригинал взят у fdn74 в О ситуации с доставкой периодической печати со второго полугодия 2014 года
Отписываюсь по итогам «круглого стола» региональных издателей с топ-менеджментом «Почты России». Постараюсь быть дипломатичным.
Итак, с чем мы имеем дело сейчас, по факту.
Рост стоимости подписной цены на городские и районные газеты Свердловской области (за минусом Екатеринбурга как не подведомственной сферы нашего департамента) по факту составляет 62,9%. Это не соответствует заявлению министра связи и массовых коммуникаций РФ Николая Никифорова: «Почта России» повысит тарифы на подписку, однако что их рост не приведет к повышению подписной цены для потребителя в среднем по стране больше чем на 25%» (цитата по planetasmi.ru). От себя отмечу, что 25%-ный рост подписной цены отрасль действительно готова «проглотить» с минимальными потерями.
«Самое серьезное увеличение произойдет на Дальнем Востоке, где, несмотря на все меры сдерживания и скидки тарифы вырастут в среднем на 60-70%» (цитата из Псковской ленты новостей). Пришлось напомнить менеджменту «Почты России», что Свердловская область географически серьезно отдалена от Дальнего Востока, хотя, безусловно, имеет свои труднодоступные районы.
По факту за последние полтора года имеем, с учетом прошлогоднего увеличения стоимости подписки на 15%, рост подписной цены на 87,34% (!). Еще раз – 87,34% - за полтора года.
Средний рост подписной цены составил 152,33 рубля: с 260,53 руб. до 412,86 руб. Генеральный директор ФГУП «Почта России»: Дмитрий Страшнов утверждал, что «стоимость подписки для каждого подписчика увеличится примерно на цену спичечного коробка» (цитата по vesti.ru). По моей субъективной оценке, стоимость «спичечного коробка» оказалась несколько завышенной. В том же Алапаевске она и вовсе составила 330 рублей. На «круглом столе» одним из участников была озвучена информация о том, что, в среднем, россиянин тратит на печатные медиа 500 рублей в год. После текущего повышения денег ему хватит на полгода и чуточку еще.
В итоге, по факту, меняется ценовая парадигма. Раньше редакционная цена и стоимость доставки в итоговой, подписной цене сочетались в пропорции 50/50. Сегодня, если редакция не будет увеличивать собственную часть, эта пропорция мигрирует уже в 30/70. То есть в конечной стоимости продукта 70% приходится на его дистрибуцию. Мне это кажется, мягко говоря, не совсем по-рыночному, поэтому в этом месте позволил себе вольность и применил несколько эпатажное сравнение…
Самое страшное мне видится в другом. И это я показывал на примере районной газеты «Шалинский вестник» (тираж – 3,5 тыс. экз. при численности населения 20,7 тыс. жителей). У газеты, которая выходит 1 раз в неделю, довольно высокая розничная цена – 22 рубля. Получается, что если житель будет приобретать каждый экземпляр газеты в розницу в течение полугода, он потратит на это 572 рубля. Подписная же цена «Почты России» на полгода теперь у «Шалинского вестника» составит 630,6 рубля. То есть имеем по факту, что опт (подписка) минимум на 10% дороже розницы, что тоже не совсем по-рыночному. Учитывая, что у многих газет розничная цена и того ниже, этот разрыв будет увеличиваться до категорических размеров. Данный факт говорит о том, что проблема кроется не в редакционной политике и не в системе розничных продаж, а во внутренних затратах и ценообразовании оптовика - «Почты России».
На сегодняшний момент средняя доля «Почты России» в общем тираже номера выходного дня составляет 56,5% (средняя температура по больнице). Еще 34,7% приходится на розницу, а 8,8% - на альтернативную подписку и распространение. Наиболее тревожно за село, где на долю «Почты России» в тираже приходится 73,4%, а развитие альтернативных каналов дитрибуции, будь то розница или собственная служба доставки, по объективным обстоятельствам затруднена.
Все приведенные выше цифры построены на анализе данных 28 городских и районных (как муниципальных, так и частных) редакций Свердловской области (за минусом Екатеринбурга), что соответствует примерно 30% этого рыночного сегмента. 9 редакций представляли города с численностью населения более 45 тыс. жителей, 9 редакций – из городов с численностью населения менее 45 тыс. жителей, 10 – сельские территории.
Сейчас нашим департаментом осуществляется глубинное исследование состояния рынка печатных СМИ на территории Свердловской области, его предварительные данные, возможно, не показательны. Однако в этом исследовании содержится два вопроса, имеющих отношение к заявленной теме. Вот результаты.
«На что сделаете ставку в условиях повышения стоимости подписки на 70-100%?».
- На формирование собственной службы доставки – 6 из 8;
- на розницу – 5 из 8;
- на корпоративную подписку – 5 из 8.
«Рассматриваете ли вы возможность перехода на бесплатное распространение?»
- Уже в этом или следующем году – 1 из 8;
- в отдаленной перспективе – 2 из 8;
- нет – 5 из 8.
Основные, на мой взгляд, тезисы, озвученные «Почтой России»:
1. «Отмотать ситуацию назад нельзя. Субсидию, из-за которой рост подписной цены сдерживался на протяжении последних пяти лет, не вернуть. Никакие письма и обращения ситуацию не изменят».
2. «Почта России» не заинтересована в падении тиражей печатных СМИ более чем на 15% в совокупном объеме».
3. «У бизнеса нет сердца».
4. «Почте России» не хватает объективных данных о состоянии рынка».
5. «Очень мало конкретных и конструктивных предложений от издателей по совершенствованию сотрудничества».
Моя скромная экспертная оценка ситуации.
1. Редакции, расположенные в городах, предпримут попытку создания собственных служб доставки. В 80% случаев эти попытки, особенно в нынешних экономических и ценовых условиях, окажутся удачными, эти редакции вернутся к услугам «Почты России» только при изменении ценовой парадигмы или сохранят там крайне небольшие объемы.
2. Подавляющее большинство редакций предпримут попытки перестроить сегмент своего распространения с подписки через систему «Почты России» на розничное распространение, корпоративную подписку, собственную службу доставки/распространения. Падение объема у «Почты России» превысит порог в 15% абсолютно точно.
3. После того, как выстроятся собственные службы доставки городскими и районными газетами на местах, федеральные СМИ, выпускающие региональные вкладки, предпримут попытку найти общий язык с альтернативными распространителями в лице местных редакций. Учитывая, что федеральные и местные СМИ не являются прямыми конкурентами, а дополнительный объем для своей службы доставки приведет к снижению собственных затрат и увеличению доходов, в большинстве случаев эти попытки окажутся успешными.
4. Все без исключения редакции из тех, что еще не сжались, серьезно рассмотрят вопрос сокращения периодичности своего выхода. Местная пресса будет двигаться к еженедельнику.
«Почте России» хочется абсолютно искренне пожелать удачи. Те вещи, которые они пытаются сегодня внедрить внутри своей «кухни», абсолютно правильны и разумны. Надо дальше двигаться по созданию собственной ERP-системы (на сегодняшний день около половины отделений «Почты России» по-прежнему не оснащены Интернетом и используют бумажную форму отчетности), оптимизации собственных затрат и поиска внутренних резервов. У меня нет основания не верить в конечный успех этих процессов, даже несмотря на печальный опыт предшественников новой команды. Каждый имеет право на собственную «историю болезни». В конце концов, есть скромная, но предпосылка к результату: в прошлом году на «круглом столе» в свердловском управлении «Почты России» мы предложили перейти на расчет с редакциями за подписку не раз в полугодие, а помесячно – чтобы деньги работали. Это предложение теперь услышано и руководителем нашей «Почты России» Евгением Григорьевым публично доведено до высшего руководства. Вопрос-то плевый, уверен, что он решится положительно.
Однако, как человек, проработавший в бизнесе более десяти лет, отмечу, что такие проекты будет очень сложно реализовать в течение года-двух – и исключительно по объективным причинам. А редакциям надо спасать собственный бизнес уже сейчас. Точка невозврата пройдена. Ничего личного. Просто у бизнеса нет сердца.
Tags: СМИ, пресса
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments