
Всякому историку второй мировой войны, безусловно, интересно наблюдать эволюцию украинской пропаганды за последние месяцы. Тема обширная и я сегодня отмечу только один момент.
На инструктаже пропагандистов 6 января 1943 года Геббельс заявил, что «пропаганда с начала войны приняла следующее ошибочное развитие:
1-й год войны: Мы победили.
2-й год войны: Мы победим.
3-й год войны: Мы должны победить.
4-й год войны: Мы не можем оказаться побежденными.
5-й год войны: Мы все-таки можем победить.
Украинские пиарщики, похоже, очередной раз встают на нацистские «грабли», демонстрируя что они не способны учиться ни на своих, ни на чужих ошибках.
Весной после антигосударственного переворота и изгнания Януковича, в украинских СМИ доминировала тема: «Мы победили!» После начала столкновений в Новороссии украинцам пришлось перейти ко второму пункту: «Мы победим!» После серии военных поражений украинская пропаганда снова меняет тон: «Мы должны победить!»
И впереди забрезжила предпоследняя фаза, а за ней - последняя – окончательная!
Кризис жанра можно наблюдать и потому как менялся и образ врага. Поначалу нацисты убеждали своих людей, что комиссары кнутами и выстрелами в затылок гонят на убой русское стадо. Затем, после поражений, пропаганда стала внушать германскому населению, что русские – убежденные злодеи, фанатики, орды которых хотят заполнить Европу.
В украинской пропаганде оба пропагандистских фетиша используются одновременно. Однако в начале т.н. «АТО» украинская пропаганда утверждала, что их противники это донецкие маргиналы- ватники и наемники из России. После поражений тон заметно поменялся. Объяснить почему отряды из маргиналов и наемников бьют регулярные войска представителей «высшей расы» оказалось затруднительно.
У нацистов в качестве главного врага азиатские орды сменили еврейских комиссаров, у украинцев маргиналы превратились в «полномасштабное вторжение» российской армии. Быть битыми российской армией им представляется не так постыдно, чем быть битыми маргиналами-ватниками.
Когда дело дойдет до стадии: «Мы не можем оказаться побежденными». Возникнут новые пропагандистские мотивы. Именно в этой фазе нацистская пропаганда выдала лозунг о том, что вермахт защищает не Гитлера и нацизм, а европейскую цивилизацию от русского варварства. Именно Гитлер придумал термин «железный занавес». Нотки этой пропагандисткой идеи уже проскакивают сейчас, если вспомнить заявление Яценюка о постройке стены.
А на пятой стадии обязательно должен появится миф о «миллионах изнасилованных киевлянок».