Анатолий Гусев (gusev_a_v) wrote,
Анатолий Гусев
gusev_a_v

Боевое искусство страны Советов. Часть 2-я



В материале «Боевое искусство страны Советов. Часть 1-я» я останавливался на системах самозащиты в царской России, которые не были связаны с джиу-джитсу. Сейчас предлагаю взглянуть на дореволюционное джиу-джитсу, как на одну из важнейших основ для создания самбо.


«Самозащита. Бокс. Джиу джитсу! Эти три слова пробудили 20 лет тому назад колоссальный интерес не только среди специалистов спорта, но и среди широких масс всего мира. Американцы боксеры, двумя тремя ударами кулака расправляющиеся с толпой хулиганов, таинственные миниатюрные японцы, ломающие кости и вывихивающие члены европейским атлетам, стали злобой дня и дали богатый материал для произведений многочисленных романистов», - писал в своей книжке «Искусство рукопашного боя» Нил Ознобишин. Далее он утверждал: К сожалению, среди этой бессовестной и невежественной рекламы вряд ли найдется хотя один небольшой конспект, систематично и ясно излагающий принципы японской системы. Такое явление наблюдалось не только в России, но и других странах, как, например, Франции, Англии и Америке. Они тоже завалены подобным бессодержательным хламом с той разницей, что заграничные издания роскошнее изданы и снабжены великолепными фотографиями практически невозможных, фантастических приемов. Объясняется это рядом причин. Из них главнейшие следующие: во первых, книги эти написаны совершенно некомпетентными людьми (литераторами профессионалами) после небольшой беседы с каким либо преподавателем самозащиты; во вторых, хороших преподавателей джиу джитсу так мало, что их можно перечесть, буквально, по пальцам. Они большею частью работают не в самой Японии, а, прельстившись большими заработками, выступают в качестве бойцов демонстраторов в крупнейших центрах Европы и Америки. В третьих, преподаватели эти, вполне естественно, как профессионалы, не желают отдавать литературе всех секретов своего ремесла. В буржуазных странах японские профессора обычно преподают лишь обрывки своей системы, великолепно зная, что их богатые клиенты занимаются самозащитой главным образом для развлечения, и только некоторым любимым ученикам открывают они ценные секреты своего ремесла». О том как пионерах джиу-джитсу в России отзывался Анатолий Харлампиев, я уже писал.
Конечно, книги по джиу-джитсу того периода были творениями оригинальными. Например, переведенная с английского книжка, упомянутого японского профессора Кары Ашикаги начиналась словами: «Японская система физического развития известна под именем Жиу-Житсу. В точном переводе это означает благородное искусство заставить применить противника свои силы против самого же себя. Японцы – народ очень практичный и экономный. Они заботятся даже о том, чтобы силы противника не пропадали даром, и при возможности стараются их использовать с выгодой для себя». Если бы я не знал, что это речь профессора, то подумал, что написать такие слова мог только сатирик Михаил Задоронов.
В общем, критиковать такую литературу было за что. Но не отрицать. Ревность основоположников самбо к своим дореволюционным предшественникам объясняется вовсе не идеологическими причинами, как это сейчас часто пытаются представить. Причины – чисто субъективные. Одно дело назваться родоначальником, изобретателем, новатором самой совершенной боевой системы в мире, другое – быть всего лишь талантливым последователем. Однако, надо признать, что и Ознобишин, и Спиридонов были не начинателями, а продолжателями. В результате этого продолжения и родилось самбо. Кстати книжка В.А. Спиридонова, вышедшая в 1927 году называлось не самбо¸ а «Руководство самозащиты без оружия по системе Джиу-Джитцу».
Следует ли из этого, что в основе самбо лежало джиу-джитсу? И «да» и «нет!» Дело в том, что в джиу-джитсу не было ни одного приема, который бы в России не знали до прихода знаменитой японской системы. Вообще, во всех видах борьбы присутствуют примерно одни и те же технические элементы. Они отшлифовывались тысячелетиями и ничего абсолютного нового в этом смысле изобрести невозможно. Одна система единоборства от другой отличается принципиальными установками и методикой. Самбо перестало быть эрзац-джиу-джитсу когда для него была разработана собственная методика.
Надо сказать, что уязвимое место всякой боевой системы – трудность в изучении наиболее эффективных элементов. Например, тычковый удар пальцами в глаза, при определенных условиях, очень эффективен. Но травмоопасность делает его очень сложным в освоении, а потому малоприменимым.
Первым эту проблему попытался решить Дзигаро Кано. В результате его работы родилась система дзюдо. Нынешние молодые люди (даже увлекающиеся спортивным дзюдо) даже не догадываются, что изначально дзюдо было полноценной боевой системой. Впрочем, о дзюдо в первые годы советской власти – в другом посте.

Продолжение следует...

И верхняя и нижняя картинки из книги Кара Ашикаги "Жиу-Житсу".

Рейтинг блогов



Tags: воспитание, дзюдо, история, самбо
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment