Анатолий Гусев (gusev_a_v) wrote,
Анатолий Гусев
gusev_a_v

Categories:

Ни обороны, ни Севастополя...



А вот еще одно мнение о фильме "Битва за Севастополь". На этот раз корреспондента "Нового региона" Евгении Вирачевой. Она увлекается историей и отметила такие детали, которые многие "просмотрели".

"Посмотрели мы с коллегами «Битву за Севастополь». Мнения у всех разные, но всех смутило одно и то же: а где, собственно, Севастополь? Так вот. Севастополя в фильме нет. Совсем. Как, впрочем, не было в фильме «Сталинград» Сталинграда как города-персонажа со своим характером. Скажете, город не может быть персонажем? Ну, тогда уж тем более он и героем быть не может. И совершенно непонятно, по логике создателей фильма, зачем Верховный главнокомандующий 1 мая 1945 года присвоил звание «Город-Герой» четырем городам: Ленинграду, Одессе, Сталинграду и собственно Севастополю. Присвоено оно им было, кстати, именно за героизм населения при обороне от фашистских захватчиков.
А вот обороны Севастополя от захватчиков в фильме немного. Зато смачно показана эвакуация немногочисленной военно-партийной верхушки, паника, озверевшая от страха толпа, которая ломится на пристань. Это, чтоб вы знали, – советский народ-победитель. Именно так народы-победители и выглядят. Хотя простите! Никакого народа-победителя не было. Были отдельные, крайне редкие, Супергерои. В данном случае – Супергероиня.

Сразу скажу: актриса Юлия Пересильд мне понравилась, без всяких оговорок. Из невразумительного сценария она выжала все, что было возможно. Надо бы к ней присмотреться повнимательнее. Другие актеры такого желания не вызывают совершенно. Картонные персонажи мужского пола с одинаковыми мужественными профилями мужественно играют желваками, мужественно скрывают свои чувства и мужественно исчезают из жизни Людмилы Павличенко навсегда один за другим. Этим их сюжетная миссия исчерпывается.

Начинается их обойма с отца Людмилы, Михаила, офицера Красной Армии. Мы видим его только в самом начале фильма, в 1936 году, когда Людмила успешно поступает в Университет. Отец без всякой видимой причины обращается с дочерью жестоко и местами просто оскорбительно. Хотя по сюжету она ничем перед ним не провинилась, он ведет себя с ней так, будто она навлекла на всю семью несмываемый позор. Видимо, так режиссер представляет себе типичного офицера-коммуниста. В реальности было несколько иначе: Людмила, тогда еще Белова, а не Павличенко, в детстве очень любила слушать рассказы своего отца-чапаевца о Гражданской войне. А когда попала в 1941 году в Чапаевскую дивизию, сочла это особым знаком своей удачи.

Кстати, о фамилии. В фильме старшие офицеры неоднократно говорят – «Это дочь моего боевого друга Павличенко!» Этого никак не могло быть по озвученной выше причине: девичья фамилия Людмилы была Белова. В 16 лет, то есть в 1932 году, она первый раз вышла замуж и родила сына Ростислава, который, отметим в скобках, дожил до 2007 года и похоронен рядом с матерью. Именно под фамилией первого мужа, Павличенко, она и прославилась, хотя брак распался еще до войны.
Скажете – да какая разница? Действительно! Какая разница, почему 25-летняя женщина идет на войну и не щадит себя – потому, что «отец так велел», или потому, что четко отдает себе отчет: на кону – жизнь ее сына, родных, близких и всего советского народа? Опять же, если бы героиня фильма, как реальная Людмила Павличенко, каждый день писала своему маленькому сыну и старушке-маме письма в тыл, ей бы, глядишь, и влюбляться было некогда. Весь сценарий под угрозой!

Вообще слова «народ» и любого намека на его существование создатели фильма старательно избегают. Мир у них состоит из серой массы и отдельных супергероев со сверхспособностями. Хорошо это или плохо?
Для авторов, безусловно, хорошо: так снимать проще.
Для зрителей, воспитанных комиксами и компьютерными играми, тоже хорошо: все понятно.

Вот только автора рецензии терзают смутные сомнения: а в чем идея-то? Для чего снимался фильм? Показать супергероиню со сверхспособностями? Ну, показали. А что должен вынести зритель с этого фильма, кроме того, что Людмила Павличенко обладала поразительным снайперским талантом и убила 309 фашистов? Ну, наверное, для молодого поколения, не знающего даже ее имени – и то вперед. А вот мне чего-то не хватило.

PS: Примечательно, что в начале фильма про советскую женщину-снайпера первой появляется на экране супруга президента США. Элеоноре Рузвельт можно дать почетное второе место по частоте появления в картине.

Мнение других журналистов "Нового региона" о фильме можно прочитать здесь.
Tags: Великая Отечественная война, культура, пропаганда
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments