Анатолий Гусев (gusev_a_v) wrote,
Анатолий Гусев
gusev_a_v

Categories:

О «пролетарской культуре» и «крапивинских мальчиках»…



Если бы написал кто-то другой, я бы не стал комментровать. Сколько всякой хреновины пишут в ЖЖ и фейсбуке – прокомментировать все трех жизней не хватит. Но Зина-Корзина пишет интересно, а тексты цепляют. Вот и меня «цапанула».
Начну вот с этой фразы:

«Нет никакой пролетарской культуры! В Красной Империи культивировались аристократические смыслы. Об этом стали говорить уже в 1920-е годы, когда некоторым товарищам сделалось ясно, что из Синей Блузы ничего путного не получится».

Я в культуре не силен. Но для меня очевидна простая вещь: до Октябрьской революции средний рабочий в России работал по 10 - 12 часов в сутки. На сон нужно 8 часов. Оставалось 4-6 часов на все про все. Обычно умывался, ел и падал в койку.
Все!
В гробу он видел культуру. Хоть пролетарскую, хоть аристократическую.

При советской власти до перехода на 8-часовой рабочий день в 1940-м году рабочий строил социализм по 7 часов в день. А 17 часов в сутки он мог заняться хоть походом в кино, хоть в библиотеку, хоть иными ему интересными делами.

По этому вне зависимости, что рисовали в книжках, культура стала пролетарской потому что стала доступна пролетариям и адресована была рабочему классу и крестьянству. До революции культура была адресована аристократам, капиталистам. Т.е. пролетарская была ли культура в синей блузе или без оной, если не по форме, то по существу она была рабоче-крестьянской однозначно.

И еще одна цитата:

«Так вот, многие из нас любят СССР за аристократизм его культуры, за книжность, за гаммы. За тех самых крапивинских мальчиков, которые оказались рафинированными наследниками дворянских отпрысков с их обострённым чувством справедливости. А тот, кто любит СССР за бесплатные блага да за дешёвое Метро, тот - ханыга, просто не сумевший пристроить свою тушку при капитализме».

Я думаю, что Зина-Корзина все прекрасно понимает, но притворяется. Крапивинские мальчики – это производное от дешевого метро и бесплатных благ. Достаточно для этого почитать биографию самого Крапивина.

И, к слову, я прочитал много книг Крапивина. «Крапивинские мальчики» в советское время изображались поднявшими восстание горнистами, в перестройку – борцами с прогнившей системой, в 90-е они торговали картошкой «свой бизнес», а в нулевые снова стали размышлять глобально…
Поэтому «крапивинские мальчики» - явление весьма противоречивое.
Tags: СССР, культура, литература, социализм
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments