Анатолий Гусев (gusev_a_v) wrote,
Анатолий Гусев
gusev_a_v

Categories:

Как повлияли интриги Яковлева на выпуск И-180?



Главная беда историков-железячников в том, что они мало читают историков-производственников. Как известно был у люфтваффе самолет Мессершмит BF.109. Самолёт непрерывно модернизировался и, хотя его называли всё тем же Мессершмит BF.109 в реальности к концу войны это был совершенно другой самолёт, чем во время гражданской войны в Испании.

В СССР свою «линейку» истребителей пытался создать конструктор Поликарпов Н.Н. Сначала, как известно, «ишачки» шли под нумераций, меняя «тип». Но в конце 30-х следующий вариант И-16 получил название И-180.

Читаю в Википедии: «И-180 — советский одномоторный поршневой истребитель-моноплан 30-х — 40-х годов, созданный в ОКБ Поликарпова. Низкоплан, является развитием идеи истребителя И-16 с новой силовой установкой. Показал прекрасные летные данные и высокую скорость. Однако запуску в серию помешали катастрофы при испытаниях первых двух прототипов, особенно гибель при первом вылете Валерия Чкалова. Впрочем, стоит отметить, что многочисленные катастрофы и смерти пилотов на испытаниях других советских истребителей того времени (например, Як-1) не помешали их запуску в массовое производство. Серийный выпуск прекращен в 1940 году. Всего выпущено 10 экземпляров».

А вот, например, что по поводу И-180 пишет популярный сайт «Уголок неба»:

«На судьбе И-180 отразились и кадровые изменения в руководстве авиапромышленностью. В январе 1940 г. вместо М.М. Кагановича наркомом назначили А.И. Шахурина, а его заместителем по науке и опытному строительству - А.С. Яковлева».

Однако сегодня я открыл книгу Мухина М. «Советская авиапромышленность в годы Великой Отечественной войны» и в «Приложениях» на стр 304 обнаружил табличку «Предполагаемая мощность советской авиапромышленности в случае выполнения программы развития, предложенной в 1939 году».
Если верить этому документу советская авиапромышленность планировала выпускать 10 тыс. 400 истребителей И-180.

Глядя на эти планы, и зная, что И-180 Поликарпов в конце 1940-го года всё ещё «доводил» напрашивается только один вывод: причина вовсе не в том, что Поликарпову строили козни «сталинские любимчики», а в том, что он просто-напросто не успел – на поток поставили менее перспективные, но уже готовые модели самолётов. Эта версия, конечно, не такая интересная, как версия с интригами «сталинских любимцев» с происками НКВД и т.п. Не такая интересная, но более правдоподобная.
Tags: Великая Отечественная война, промышленность
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments