Анатолий Гусев (gusev_a_v) wrote,
Анатолий Гусев
gusev_a_v

Цены на автомобили и мотоциклы в довоенном СССР



Как правило история старой авто и мототехники - удел «железячников». Но я не столько о самих автомобилях и мотоциклах, сколько об их ценах.
Вообще о ценах на автомобили в довоенном СССР говорить трудно. В наследство от царя-батюшки большевики получили страну лишенную современной промышленности.

В 30-е годы XX века только началось рождение советского автопрома. Видимо поэтому я не нашел сведений, чтобы легковые автомобили в СССР свободно продавались – их было ещё слишком мало.
Самыми распространенными и популярными из довоенных легковых автомобилей были, по-видимому, «эмки» - ГАЗ-М1 «Молотовец-1».
Самым дорогим и престижным, по-видимому, был лимузин ЗИС-101. А самым дешевым в производстве, и как следствие, самым доступным для населения должен был стать автомобиль КИМ-10.
Откуда взяты данные я не знаю, но есть сведения, что КИМ-10 должен был стоить для населения 8000 руб. В интернете мне удалось найти цены на послевоенные автомобили:

«Москвич 401» - 9000 руб.
«Победа» ГАЗ-М-20 – 16000 руб.
«ЗИМ» ГАЗ-М-12 – 40 тыс. руб.

Могу предположить, что цена «эмки» была близкой к цене «Победы», а цена «ЗИМ» близка к цене ЗИС-101.
Однако сами по себе цены ничего не говорят. Рассматривать их стоит только во взаимосвязке с зарплатами. Так, одну из самых многочисленных категорий населения в СССР составляли колхозники. Среди них были, конечно, хозяйства, которые получали по 20 – 30 тыс. рублей в год, как об этом пишет Фицпатрик, но чаще доходы хозяйств были несколько меньше.
Согласно официальной статистике в 1939 году хозяйство колхозника Свердловской области получало доходов в год 4490 руб. Это чуть более 374 руб. в месяц.

С трудящимися промышленных предприятий – проще. Накануне войны рабочий Новотрубного завода в Первоуральске получал в среднем 442 руб. в месяц. Инженер на Новотрубном заводе зарабатывал 1409 руб. в месяц. На Старотрубном заводе рабочий и инженер в среднем в месяц получали 428 руб и 1176 руб. соответственно.
Таким образом рабочий-новотрубник мог купить автомобиль (если бы они продавались) за 18 месячных зарплат. Инженер Новотрубного завода должен был потратить 5,6 зарплаты на покупку автомобиля.

Тут интересно отметить, что в довоенные и первые послевоенные годы автомобиль рассматривался населением , все же, как предмет роскоши. Большинство российских дорог не позволяли двигаться быстрее 40 км/час. Большая часть населения страны жила в селах и маленьких городах, где автомобиль не годился ни для каких целей, кроме увеселительных прогулок в хорошую погоду. Из архивных документов известен случай как в п. Новотукинск из Новотрубного завода отправили грузовики весной. Сейчас эта дорога заняла бы 40 минут. Тогда грузовики в Новоуткинске буксовали две недели из-за распутицы.
Впрочем, аналогичная ситуация была и в Германии. Её хорошо обрисовал германский писатель Арно Зурминский в своем романе про деревню Йокенен. Бюргер Беренд накануне войны купил двухлитровый «Опель» с сафьяновой обивкой. Это была первая в Йокенене машина.

Вот фрагментик:
«На дворе Беренда собака взвилась на цепи, когда автомобиль, гудя сиреной, остановился рядом с навозной ямой. Из кухни, держа за руки двоих детей, прибежала Эльза Беренд. Работники, расплываясь в улыбке, подошли ближе, оперлись на свои вилы и уставились на блестящий экипаж. Эльза Беренд погладила красную сафьяновую кожу. Сняла передник и села на заднее сиденье. Кожаная обивка была прохладной и гладкой на ощупь. В мыслях возникало что-то приятное, какая-то волшебная сказка или сентиментальный роман из ее девических времен».

Короче говоря, супруги Беренд использовали авто исключительно в качестве самодвижущейся кровати с выездом на природу. Остальное время машина стояла без дела.
Куда полезней для жителей небольших населенных пунктов казались мотоциклы.
Стереотип второй мировой войны - «немцы на мотоциклах» - это не из-за бедности, а совсем наоборот.

«Википедия» дает цены на мотоциклы:

ПМЗ-А-750 – 7760 руб.
Л300 – 3360 руб.
Иж-7 – 3300 руб.



Тяжелый мотоцикл с коляской стоил почти столько же сколько легковой автомобиль! Потому что мотоцикл намного проходимее, на нем можно перевозить грузы, и каждый кто жил в СССР, знает, что к нему можно цеплять самодельную телегу и возить всё: сено, дрова, навоз и т.п.

Для колхозников и крестьян единоличников ещё выгоднее было купить не машину и мотоцикл, а лошадь. Рыночная стоимость лошади в 1937 год колебалась от 250 рублей до 5000 тысяч рублей. За 250 вероятно покупался жеребенок, а взрослая молодая крепкая лошадь стоила видимо 5000 рублей. Понятно дело речь идёт не о породистых животных, а о самых обычных, среднестатистических.

Правда, государство всячески боролось с собственниками лошадей. Главным средством борьбы был высокий налог на лошадь – 700 рублей в год. Однако, вопреки распространенному в интернете мнению, иметь лошадей в личном хозяйстве в сталинском СССР не запрещалось. Есть деньги на налог – имей и пользуйся.

Думаю, что в глазах массового населения в конкурентной борьбе авто-мототранспорт начисто проигрывал лошади.
Кроме того, стоит отметить, что поездка в лимузине для советского новотрубника или колхозника была вещью более доступной, чем современным рабочим и крестьянам. Сталинский лимузин ЗИС-101 использовался не только как «членовоз» или как штабной автомобиль (на ЗИС-101 ездил в начале войны Баграмян), но и как такси, как «скорая помощь» и т.п.

Tags: СССР, повседневность
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments