Историческая вражда курдов с турками нисколько не мешала курдам в многочисленных русско-турецких войнах воевать на стороне турок. Тем не менее, вот мнение об истоках курдо-турецкой вражды...
Фрагмент книги Г. Астахова «От султаната к демократической Турции» (Очерки по истории кемализма). Москва,1926 год.
"Кстати о курдах. Курды в подавляющей большинстве уклонялись от участия в национальном движении, а порой, напротив, поднимали ряд восстаний против ВНСТ, не без влияния англо-константинопольских интриг.
Причину этих восстаний можно искать в английских интригах, а также в национальном и религиозном различии (курды—шииты). Сюда же можно отнести злоупотребления и неумелый образ действий администрации, не учитывающей всех особенностей курдского быта и сплошь да рядом задевающей грубо национальные, религиозные и бытовые традиции курдов. Но главной причиной надо считать основное различие между социально-бытовым положением курдов и турок. В то время, как курды не вышли из рамок патриархально-родового уклада с неограниченной властью отдельных ага и шейхов (духовных глав), с преобладающим значением скотоводства над земледелием,— в это время турки являются народом преимущественно земледельческим, пережившим родовой быт, и с высоко-развитым чувством государственности.
И в то время, как полукочевые первобытные скотоводы-курды живут преимущественно в горах, занимая мало¬плодородные гористые пастбища, турки сосредоточены в равнинах, занимая лучшие земельные участки. Поскольку первобытное скотоводство разлагается, оно начинает ощущать острую нужду в пастбищах. Склоны гор оказываются уже слишком тесными, и курды тянутся к плодородным участкам. К земле толкает их и начинающее развиваться земледелие, и в результате—ряд кровопролитных бесплодных восстаний, систематически подавляемых турецкой властью при поддержке всего турецкого населения.
Но ни восстания курдов ни ответные репрессии турок вопроса не решают. Победа курдов явилась бы бессмыслицей и регрессом. Но и односторонний репрессивный метод борьбы с курдами также не решает вопроса. В результате курдские восстания продолжаются, вспыхивая чуть не с календарной точностью каждую весну, когда необходимость пастбищ дает себя чувствовать особенно остро.
И в результате — рознь между обоими народами, живущими сотни лет бок-о-бок друг с другом, не утихает.
Извозчики-турки предпочитают проехать лишние 10 — 20 км, то не заезжать на ночевку в курдское селение.
Администрация, жандармерия в курдских селениях исключительно турецкая.
Курдские селения, через которые пришлось проезжать от Ангоры до Ионии, расположены на равнине и сравнительно благополучны в смысле восстаний. Живут спокойно, хотя от участия в национальном движении уклонились.
Пришлось остановиться в одном небольшом селе днем на привал. Седовласый, маститый ага... почтительные приветствия... Войлочные ковры... Молоко, сыр, лепешки... Вопросы о том, что делается на Кавказе и как происходила в Ангоре встреча Мустафы-Кемаля.
И с захватывающим любопытством мои собеседники расспрашивали, какие были украшения в городе, о том, была ли музыка, как был одет Мустафа-Кемаль и какой масти была его лошадь.
В свою очередь, и я и мои спутники—турки—расспрашивали о том, каков урожай, нет ли болезней скота и нет ли в селе каких-либо происшествий.
На более глубокие вопросы и более содержательные разговоры не отважились мы, не решились и наши хозяева.