Споры на тему: "Чем является история наукой или пропагандой?" - кажется, длятся бесконечно. Такое впечатление, что каждый год рождаются новые тысячи людей, которые ничего не читали, а тут взялись за чтение и возопили: "А историю-то переписывали!"
Незамутненные знаниями умы возмущаются: "Какая же эта наука, если каждой новой властью переписывается?"
Свою точку зрения неоднократно я высказывал в комментариях. Сейчас решил записать её отдельно, чтоб не повторяться, а оппонентам давать ссылку.
История - это инструмент.
Как вы будете этим инструментом пользоваться - это ваше личное дело.
История и наука, и пропаганда и многое чего ещё одновременно.
Вот возьмём такую простую вещь как топор. Это орудие для созидания или орудие разрушения?
Если дом строить, то орудие созидания, а если кому то обухом по лбу, то разрушения...
Вот и с историей так же. Как хочешь - так и пользуйся. История - это прошлое. В прошлом много самого разного. Например каждый человек в своей жизни справлял нужду под себя. Обычно это случалось в младенчестве. Вы берете этот исторический факт и пишите: "В таком-то году Марья Ивановна усралась!"
И это правда.
Или почти каждый человек в жизни хотя бы раз подавал нищим. Абрам Абрамович тоже за всю жизнь один раз подал одну копейку.
И вы пишите:
"Абрам Абрамович был меценатом и помогал обездоленным!"
И это тоже правда.
Говорят, что науку от пропаганды отличает наличие методологии. Но это тоже манипуляция. Если нужно можно подогнать любую методологию под нужды пропаганды. Про современность не буду - тут и так все очевидно. К примеру в позднесоветские годы советское время диалектику использовали для насаждения схоластики.
Казалось бы несовместимые вещи!
Поэтому самый надежный способ отличить историю от пропаганды - это анализ причин побудивших к написанию текста.
Вот, например, человек, объявляет, что подвига 28 панфиловцев не было.
Факт - это или не факт, каждый человек не проверит - у него возможности такой нет.
А вот задуматься для чего "достал топор" этот автор, для созидания или для разрушения обычно понять легко. Вот так, мне кажется, и нужно относится к истории.