Анатолий Гусев (gusev_a_v) wrote,
Анатолий Гусев
gusev_a_v

Зимняя война 1921 года



Талвисота №2, более известная как «Карельская авантюра» случилась буквально после первой-советско-финской войны в результате которой маленькая, но очень гордая Финляндия отняла у большой, но слабой Советской России область Петсамо (Печенеги), богатой полезными ископаемыми.

Поражение Советской России от Финляндии было закреплено в Тартуском мирном договоре. То есть, ответ на вопрос может ли маленькая страна, с населением чуть 3,5 млн человек, напасть на великую Россию был получен ещё тогда.

Однако у финнов от этой победы только разыгрался аппетит. И за первой советско-финской войной, последовала вторая. При этом «Карельская авантюра» стала второй «талвисотой» в истории Финляндии т.е. «зимней войной», если первой считать войну 1808 – 1809 г.г.

В качестве предлога для нападения был использован созданный Финляндией т.н. Восточно-Карельский комитет , который из финского Вийпури (Выборга) немедленно обратился за помощью к «прогрессивному человечеству» за помощью. Одновременно на территории Финляндии начали формировать силы вторжения, под командованием финских офицеров шюцкора. Кроме финнов в отрядах были этнические карелы.
Не исключено, что в 1939 году, создавая коммунистическое правительство Куусинена, советские руководители вспоминали Восточно-Карельский комитет.

Маленькая Финляндия на огромную Россию напасть не может!

Осенью 1921 года в Карелию холода пришли рано. Финские отряды комплектовались на сборных пунктах Лиекса, Суомисальми, Куосамо. Оттуда уж в октябре финские лыжники начали проникать глубоко на территорию Карелии.
На вооружении создаваемых таким образом отрядов состояли русские винтовки образца 1891 г., легкие пулеметы. Патроны отпускались из Выборгского склада охранной гвардии.

Местное карельское население не оказало сопротивления. Важную роль в этом сыграли два фактора: националистическая пропаганда и неуважение к военным возможностям Советской России в частности и русских вообще.
Во время революции и гражданской войны в Финляндии части бывшей русской императорской армии были деморализованы и почти не оказывали сопротивления, русские белые воспринимали финских белых как своих союзников и поэтому были тоже уничтожены без всякого сопротивления.

Отношение финнов к возможностям Красной армии было настолько неуважительное, что они решились на вторжение силами примерно 3 тыс. человек. Для сравнения: численность Красной армии в этот период составляла 1 млн. 354 тыс. 516 человек. Это близко к численности половины населения всей Финляндии того периода!

К середине ноября финские отряды достигли Мурманской железной дороги и там сожгли мост. Это породило шапкозакидательские настроения в финском обществе и новый массовый поток добровольцев, готовых сражаться с отвратительными, но слабыми «рюсся». Их численность увеличилась вдвое.
Причем финны достигли это исключительно легкими силами!

Главной силой финнов были лыжники, вооруженных старыми японскими винтовками системы Арисака н русскими винтовками образца 1891 г. Пулеметные роты, по одной, имелись в каждом полку и одна в Ребольском батальоне. Артиллерии и кавалерии не имелось вообще. О собственной авиации в Карелии финны даже не мечтали.
Правда, в описаниях боев постоянно упоминаются финские автоматчики, атакующие тылы Красной армии. Что это были за автоматы – не совсем ясно.

Красная армия в этом регионе не имела больших сил и, запоздало реагируя на угрозу, тоже поначалу попыталась бороться с финнами «летучими отрядами».
Однако надежды на «летучие отряды» не оправдались. Вот как происходил 10 декабря бой за населенный пункт Кокосальму между северным советским отрядом и финским гарнизоном в 400 человек.
К 10 часам утра отряд достиг восточного берега оз. Топозеро (в 1.200 шагах от Кокосальмы). Местность, предназначенная для развертывания, не была разведана. Неприятельский гарнизон Кокосальмы занял окопы. Группы отличных стрелков, составлявшие ружейные батареи, расположились у бойниц...

Около 12 часов дня красноармейцы двинулись в атаку. До Кокосальмы необходимо было идти около одной версты по занесенному глубоким снегом озеру. Двигались по пояс в снегу очень медленно по открытой местности, в 400 шагах до позиций финнов провалились в талую воду. Температура на улице стояла 37 градусов. Советские пулеметы не стреляли – в них замерзла вода. Многие винтовки тоже отказали – примерзли ударники к пружине.
У финнов всё оружие работало. Советские бойцы пролежали в снегу и воде до темноты – более 3 часов. После чего начали отступление.
Из 200 бойцов участвовавших в наступлении по советским данным 12 погибло, 7 было ранено и 57 обморожено.
После разбора обстоятельств боя главной причиной была признана недостаточная разведанность местности. А вопрос можно ли атаковать 200 бойцами гарнизон в 400 человек, видимо даже не обсуждался.
На среднем участке дела шли еще хуже. Здесь в районе деревни Ругозерской попал в окружение крупный советский отряд Павлюкуна. Окружение было организовано в традиционном стиле: группа финских лыжников просто обошла по лесу позиции советских войск и перерезала дорогу в тылу.

На южном направлении наступление тоже провалилось. Контрудар финнов заставил советский отряд Павлова непрерывно отступать, почти до самой Мурманской железной дороги, причем несколько раз, вырываясь из окружения.
В результате этих событий советское командование почти полностью утратило управление войсками.
Зато в Финляндии звучали бравурные марши. Презрение к «рюсся» увеличилось ещё больше. Финны заговорили о походе на Ленинград.
Советская Россия, имевшая более чем миллионную армию, терпела поражение от пяти- шести тысячной группировки финнов. Возникла угроза всей Карелии. В случае военного успеха финнов международное сообщество в виде Лиги Наций планировало признать отторжение Карелии от Советской России и предоставить право карелам самоопределяться под присмотром шюцкора.
Естественно командование занялось анализом причин неудач. Выяснилось, что отряды были неудовлетворительно снабжены самыми необходимыми вещами и предметами в северной местности: лыжами, валенками, полушубками, рукавицами, компасами и многий другим.

Кроме того, войска не были приспособлены к условиям северной лесной местности. В каждом большом лесу войска, ввиду трудности ориентирования и разведки, подвержены случайностям всякого рода. Фронтальный бой для них является в лучшем случае просто безрезультатным. Затеи, вследствие извилистости лесных дорог, продольное их обстреливание является случаем исключительным, при чем финны, знающие отлично местность, имеют возможность укрыться в прилегающем к дороге лесу. При таких условиях, очень похожих на условия горной войны, борьба решается не столько фронтальным наступлением, сколько обходами и маневром на фланги.

Между тем, для успешного маневрирования и для целей разведки отряды не были обеспечены абсолютно ничем. Свойства местности не позволяли им действовать по сторонам дорог без лыж (глубокий снег, болота), а красноармейцы отрядов не только не были обучены бегу на лыжах, но большинство из них не имело до тех пор и представления о них.
Опыт войны на других фронтах подсказывал в качестве маневренных сил использовать автомобили, броневики и кавалерию. Но в условиях Карелии всё это было неприменимо. Попытки использовать полуторатонные автомобили для переброски сил к границе – закончились неудачей.

Были проанализированы и методы ведения войны финнами. Отмечалось, что походное движение у противника производилось следующим порядком: во главе разведчиков по обеим сторонам дороги шло по три - четыре лыжника, прокладывавших лыжные следы. Эти лыжники были освобождены от ранцев и имели автоматы. Ранцы и другая ноша сдавалась ими в обоз. За прокладывавшими следы лыжниками, позади их шагах в 75—100 следовала партия в двадцать-тридцать человек, шедших гуськом на лыжах по обе стороны дороги. Далее в 300—400 шагах сзади этой партии следовала одна рога, шедшая также по обе стороны дороги и, наконец, в 3—5 верстах от роты двигались остальные части с обозом и арьергардом. Обоз шел по дороге, в то время, как лыжники шли параллельно по обеим сторонам ее. Арьергард следовал за обозом на расстоянии около одного километра. Задачей последнего было не только охрана колонны, но и помощь, в качестве рабочих. В случае столкновения с нашими частями финские лыжники, шедшие впереди колонны, становились поперек дорог и открывали автоматный и огонь; партия, шедшая сзади, развертывалась фронтом по обе стороны дороги.
Разведка финнов стремилась к обходам, к нападению во фланг, на обозы красных частей. Все разведчики отлично ходили на лыжах, хорошо умели стрелять.

Работа над ошибками

К концу декабря стало ясно, что отсутствие военного успеха в Карелии крайне осложняет дипломатическую ситуацию. Грозные ноты протеста и одновременно неудачи на поле боя побуждали втягиваться в войну все новые и новые силы. И наступление на Ленинград в этой ситуации уже казалось реальной перспективой.

Для отражения агрессии Красная армия решила изменить тактику наступательных действий. Теперь предполагалось действовать самостоятельными колоннами, с эшелонированием их в глубину.
Учесть, что борьба будет производиться на узких фронтах, имея объектом действий населенные пункты, ввиду чего необходимо усилить авангардные части колонн пулеметами и артиллерией.
Придать каждой колонне большие средства связи.
Организовать колонные коммуникационные пути.
Ввиду глубоких снегов и бездорожья отказаться от по¬мощи конницы и бронемашин.
Взамен конницы спешно подготовить команды лыжников.
Обеспечить войска теплым обмундированием, обувью и всех участников похода лыжами.
Вести широкую авиационную разведку противника по всем направлениям движения колонн.
Наладить организацию санитарной службы применительно к действиям в северных условиях.

Всего было организовано 4 колонны 8601 боец, 166 пулеметов, 22 орудия. Всего с тыловыми частями более 26 тыс. человек.

Бедной, стране, разоренной мировой и гражданской войной нужно было перебросить на север: фуфаек—23.000, шинелей— 5.900, полушубков—8.145. валенок—12.612, папах—17.165. варежек—29.232, теплых портянок—10.500, теплых кальсон—17.113, теплых гимнастерок—6-236, кожаной обуви—8.296, теплых нательных, рубах—6.200, теплых исподних брюк—2.200 и проч.
Кроме того, нужно было перебросить своеобразное для северных условий снаряжение. Так, например, ввиду совершенной невозможности маневрировать на местности без лыж, было затребовано 12.000 лыж и 1.000 шт. снегоступов. Однако, двенадцатитысячного запаса лыж на войсковых складах РККА не оказалось. Поэтому по сбору лыж пришлось вести целую ударную кампанию и, в конце концов, наспех было собрано 7.200 лыж, но они оказались различных систем: вологодские, новгородские, часть финских, при чем некоторые лыжи, удобные при ходьбе на равнине, как, например, новгородские, мало соответствовали условиям пересеченной лесистой местности. Неимением лыж на войсковых складах объясняется последовавшая задержка с доставкой их в войска.

Выяснилась настоятельная потребность в белых халатах, японских грелках, лопатах, кирко-мотыгах, топорах, пилах, окопных печах, кипятильниках, керосиновых лампах, оконных стеклах и проч.
Подвоз всего этого производился по Мурманской железной дороге, а далее – конным транспортом – по зимникам. Поскольку удаление от железной дороги было велико снабжение колонн осуществлялось в пять переходов.
На железную дорогу были направлены санитарные и банно-прачечные поезда.

Авиация в Зимней войне 2

Сразу следует оговориться, что надежды, которые возлагало советское командование на авиацию – оправдались в незначительной степени.

В течение ноября — декабря в Карелию были перевезены по железной дороге следующие воздушные части:
1) 50 авиаотряд, в составе 2 аппаратов системы «Вуазен», в г. Петрозаводск;
2) Одно авиагидроотделение, в составе 2 аппаратов системы «Ферри»- и авиагндроотряд, в составе 5 самолетов: один си¬стемы «Ферри», два «М-9» с мотором системы «Рено», один «М-9» с мотором «Сальмсои» и один системы „Шорт". Оба из состава воздушных сил Балтийского моря, в г. Петрозаводск.
3) 5 авиаотряд: шесть английских самолетов системы „DH-9", в м. Сороцкая;
4) Авиаотделение Ленинградской школы летчиков-наблюдателей, в составе 2 самолетов, системы «Ансальдо», в г. Кемь.
Всего 17 аппаратов.
Все самолеты, прибывшие в Карелию, были изношены. В условиях морозной погоды запускались моторы с трудом. Масло застывало в маслоприводах, вода – в радитаторах. Гидросамолеты оказались совершенно бесполезны. В первые же дни аварии потерпели один «Ферри», один «Вуазен», один «М-9» и один «Шорт».
Но даже в тех случаях когда самолеты вылетали на боевые задания – эффективность их была невелика. Наблюдать за противником было крайне сложно из-за плохих погодных условий, в первую очередь низкой облачностью…

(Продолжение следует…)
Tags: Финляндия, история
Subscribe

Posts from This Journal “Финляндия” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments