Анатолий Гусев (gusev_a_v) wrote,
Анатолий Гусев
gusev_a_v

Category:

«Ишак» против «мессера»



Прочитал мемуары В.Ф Голубева «Крылья крепнут в бою» и сильно задумался над стереотипами Великой Отечественной войны.
Например советским кинематографом и художественной литературой мне с детства был внушен стереотип о том, что солдаты вермахта были сплошь с «автоматами» и «роты автоматчиков» на мотоциклах легко сокрушали советские тылы, охраняемые пешими усталыми бойцами, вооруженными длинными трехлинейками с бесполезными гранеными штыками

Позже, правда, стало ясно, что магазинная винтовка - была основным оружием вермахта до конца войны. Но немец, стреляющий «от пуза» из «шмайссера» просто врезался в сознание!!!
Война в воздухе тоже родила массу мифов.

Например, советский летчик В.Ф. Голубев своим боевым опытом доказал, что кочующее из материала в материал утверждение о том, что И-16 «ишак» был крайне устаревшим самолетом – не соответствует действительности.

Я давно наблюдаю в описаниях «железячников» одну интересную особенность: Описывая, например, МиГ-3, они сообщают, что самолёт был очень быстр, особенно на больших высотах, но недостаточно маневренен. Поэтому проигрывал «мессерам».
А вот И-16 был очень вертким, но имел недостаточную скорость. Поэтому тоже проигрывал «мессерам».

Это напоминает индейскую легенду о сотворении людей – решил бог создать людей, вылепил их из глины и поставил в печь, обжигать. Первых он недодержал – получились бледнолицые, вторых передержал – получились негры, а третьи вышли в самый в аккурат – мессершмитами, тьфу, индейцами…
Голубев летал на И-16 и сбивал немецкие самолёты даже в 1944 году. Причем не только «Эмили», но и «Фридрихи». И не новичков, а асов. Почитать об этом можно тут. Потом он так же сбил два новейших «Фокке-Вульфа». Тоже на И-16.

По мнению Голубева под Лениградом, над Ладогой применение гитлеровцами «свободных охотников» на «Фридрихах» повергло советских летчиков в уныние и депрессию.



Но правильное применение И-16 быстро свели на «нет» успехи «охотников».
Голубев на причинах всего этого рассуждает, но, не акцентировано.
Я хочу перечислить их сжато.

Хотя считается, что технические характеристики самолета и навык пилот имеют решающее значение в воздушном бою, это не совсем верно.
Не меньшее значение имеет тактика применения авиации и управление. По мнению Голубева «охотники» добивались успеха, когда советские самолеты возвращались на аэродром с задания. Они выныривали из облаков, наносили удар и уходили опять в облака, не ввязываясь в бой.
Странно, что никто из командования не задумывался как немцам это удается. Ведь если бы они постоянно дежурили над аэродромом, их бы замечали, вступали в схватки, где верки И-16 имели бы высокие шансы на победу.

Только после войны Голубев узнал, что немцы наводили «мессеры» на возвращающиеся самолеты по радару. Вот тебе и «свободная охота».
После того, как на И-16 13-го ИАП Балтфлота, в котором служил Голубев, были поставлены радиостанции, а на участке фронта – радар. Потери люфтваффе резко возросли, несмотря на то, что его противником оставался тот же И-16.



Ещё одна причина неоправданных потерь РККА о которой четко говорит Голубев – неправильная организация звеньев. В ВВС РККА была принята организация звена из трех самолётов. В реальном бою, третий всегда оказывался лишним. Он не помогал, а мешал. И, чаще всего, оказывался сбитым.
Первыми это поняли в 13 –м ИАП Балтфлота летчики Антоненко и Бринько. Они уговорили командира и по собственной инициативе, вопреки уставу, летали парой на И-16. И действовали очень успешно, сбив за короткое время массу немецких и финских самолётов.
Финны даже были вынуждены создать специальную группу из асов на американских истребителях, чтобы бороться с ишаками Гангута (Ханко). Но понесли потери и встречаться в небе с ишаками расхотели.

Это очень интересный момент: финны в годы второй мировой войны наприписывали себе неисчислимое количество побед. СССР вел масштабную войну и кто сбил наш самолёт финн или немец в небе над Балтикой историку проверить практически невозможно.
Зато там где советские летчики подсчет победам вели, внезапно оказывается, что финские асы были не ахти, что сбивали их за милую душу, а когда они не имели превосходства – они вообще отказывались летать – доверяя спор за небо немцам и русским.

Так вот Антоненко и Бринько начали летать парой, но прошло еще очень много времени когда на четные звенья перешли все ВВС РККА.

Ну и еще об одной проблеме ясно говорит Голубев – групповая тактика. В 13-м ИАП БФ тоже как и в других истребительных полках поначалу практиковали одноуровневое построение самолетов в воздухе, а при нападении мессеров использовали «оборонительный круг».
Это была порочная тактика, которая вела к большим потерям.

Позже в истребители Балтфлота И-16 оснащенные радиостанциями, наводимые по радиолокатору, использовали атакующую тактику и успешно сражались на И-16 даже в 1943 году!!!
Факт того, что люфтваффе не смогло сорвать ни одной навигации на Ладоге говорит о том, что здесь наши ВВС оказались на высоте.

И Ленинград выстоял.

Tags: Великая Отечественная война
Subscribe

Posts from This Journal “Великая Отечественная война” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments