По наводке френда m-u-s-t-a-f-a несколько слов о нагрудном знаке «Отличный паровозник». Многие западные историки именно в заслугу советским паровозам ставят срыв плана «Барбаросса». Москва, по их словам, не была взята по одной причине – транспортному коллапсу нацистских армий.
Дескать вермахт не успел взять Москву до наступления холодов, потом за русских вступился «генерал Мороз»: автомобильное снабжение стало невозможным, а железнодорожное сопряжено с массой трудностей. Помимо перехода на новую колею, паровозы собранные со всей Европы оказались совершенно не готовы к холодам.
Не будучи специалистом по паровозам не могу сказать, что именно в европейских паровозах было не так, но они, якобы, размерзались.
Интересно, что ленд-лизовские паровозы в СССР почему-то не размерзались. Хорошо работали на нашу Победу и трофейные немецкие паровозы.
Всякий желающий может посмотреть массу трофейных экспонатов в железнодорожном музее Бреста (Белоруссия). Советские паровозы успешно провели эвакуацию, перебросили дальневосточные дивизии под Мосскву сквозь сибирские морозы.
А фашистские паровозы мерзли в умеренном климате нечерноземной полосы...
Железнодорожники СССР были тоже не такие хлипкие как у «объединенной Европы». Специально для них постановлением СНК в сентябре 1943 года был введен нагрудный знак «Отличный паровозник».
Постановление гласило:
_______________
Нагрудный знак "Отличный паровозник" является наградой для особо выдающихся работников паровозного хозяйства железнодорожного транспорта.
Нагрудным знаком "Отличный паровозник" награждаются лица начальствующего и рядового состава паровозных служб ж.-д. транспорта, систематически показывающие высокие образцы:
воинской дисциплины, отличного выполнения Правил технической эксплоатации и своего служебного долга;
отличного ухода за локомотивом;
перевыполнения норм технической и участковой скорости, бесперебойной выдачи паровозов под поезда, отличного безаварийного вождения локомотива;
четкого соблюдения графика оборота паровоза;
культурного содержания паровозного парка и высококачественного ремонта локомотивов;
за ценные изобретательские и рационализаторские предложения, способствующие повышению производительности труда.
__________________
Нагрудный знак "Отличный паровозник" является наградой для особо выдающихся работников паровозного хозяйства железнодорожного транспорта.
Нагрудным знаком "Отличный паровозник" награждаются лица начальствующего и рядового состава паровозных служб ж.-д. транспорта, систематически показывающие высокие образцы:
воинской дисциплины, отличного выполнения Правил технической эксплоатации и своего служебного долга;
отличного ухода за локомотивом;
перевыполнения норм технической и участковой скорости, бесперебойной выдачи паровозов под поезда, отличного безаварийного вождения локомотива;
четкого соблюдения графика оборота паровоза;
культурного содержания паровозного парка и высококачественного ремонта локомотивов;
за ценные изобретательские и рационализаторские предложения, способствующие повышению производительности труда.
__________________
Т.е. знаком награждались не только машинисты, а и другие работники железнодорожного транспорта, связанные с работой и обслуживанием (ремонтом) паровозов.

Паровоз серии СО (Серго Орджоникидзе), советской разработки. Использовался в ВОВ.

Паровоз серии ФД (Феликс Дзержинский) советской разработки. Использовался в ВОВ.
Поровозы серии ФД и СО чащен всего использовались при формировании колонн паровозов особого резерва.
Вообще в советском Союзе в годы войны использовали множество самых разных поровзов: довоенных, импортных, трофейных, советских...
Однако особым образом стоит упомянуть старушку "овечку" - паровоз серии Ов, разработанный еще до первой мировой войны. Он долго использовался и в послевоенные годы. Имено "Овечка" часто служила локомотивом разнооборазных советских бронепоездов.

Паровоз серии Ов "Овечка" дореволюционной разработки. Использовался в годы ВОВ.

Паровоз серии ИС (Иосиф Сталин) - самый мощный паровоз СССР и Европы. Производился с 1932 по 942 год.

Дореволюционный паровоз серии Лп. Производился в СССР до 1936 года.

Паровоз ТЭ. Буква "Т" означает "трофейный". Немецкое название Kriegslok - военный локомотив. Паровоз данной серии строился 15 заводами в разных странах Европы. Что у них замерзало, когда они служили фашистам- сказать не могу., не знаю. На советскую власть они работали нормально.
Паровоз серии ФД (Феликс Дзержинский) советской разработки. Использовался в ВОВ.
Поровозы серии ФД и СО чащен всего использовались при формировании колонн паровозов особого резерва.
Вообще в советском Союзе в годы войны использовали множество самых разных поровзов: довоенных, импортных, трофейных, советских...
Однако особым образом стоит упомянуть старушку "овечку" - паровоз серии Ов, разработанный еще до первой мировой войны. Он долго использовался и в послевоенные годы. Имено "Овечка" часто служила локомотивом разнооборазных советских бронепоездов.
Паровоз серии Ов "Овечка" дореволюционной разработки. Использовался в годы ВОВ.
Паровоз серии ИС (Иосиф Сталин) - самый мощный паровоз СССР и Европы. Производился с 1932 по 942 год.
Дореволюционный паровоз серии Лп. Производился в СССР до 1936 года.
Паровоз ТЭ. Буква "Т" означает "трофейный". Немецкое название Kriegslok - военный локомотив. Паровоз данной серии строился 15 заводами в разных странах Европы. Что у них замерзало, когда они служили фашистам- сказать не могу., не знаю. На советскую власть они работали нормально.