Ситуация с диссертацией Мединского внезапно обнажила факт того, что историческая наука в России агонизирует. Может и другие науки не в лучшей ситуации, но относительно истории - очевидней некуда.
Дискредитирована и сама наука и носители научных званий.
Высшая аттестационная комиссия (ВАК) уведомила диссертационный совет на базе Уральского федерального университета о том, что тот не будет рассматривать заявление о лишении министра культуры РФ Владимира Мединского ученой степени, сообщили "Интерфаксу" в пресс-службе вуза в пятницу.
"Уведомление поступило сегодня", - сказал представитель пресс-службы, добавив, что "причиной отзыва этого дела стало превышение сроков его рассмотрения".
Заявление о лишении Мединского ученой степени было подано докторами исторических наук Вячеславом Козляковым, Константином Ерусалимским и участником сообщества "Диссернет" Иваном Бабицким, которые, проанализировав диссертацию министра "Проблемы объективности в освещении российской истории второй половины XV-XVII веков", поставили под вопрос ее научную ценность. Ученые считают, что Мединскому неправомерно была присуждена ученая степень доктора исторических наук.
4 октября диссертационный совет УрФУ собрался для рассмотрения этого заявления, однако от Мединского поступило письмо с просьбой перенести заседание в связи с невозможностью его присутствия на нем. Письмо с просьбой о переносе было получено и от ВАК Минобразования.
В итоге диссертационный совет УрФУ проголосовал за перенос заседания, предполагалось, что оно должно будет состояться в течение двух месяцев.
Интерфакс
Между тем, профсоюз «Университетская солидарность» выступил с заявлением по поводу рассмотрения вопроса о лишении Владимира Мединского ученой степени доктора исторических наук.
Лидеры профсоюза считают ситуацию, которая складывается вокруг лишения ученой степени доктора исторических наук Мединского, «беспрецедентной с точки зрения урона репутации науке и подрыва доверия к системе присуждения ученых степеней в России, но вместе с тем симптоматичной».
«Количество бывших чиновников, оказавшихся в креслах ректоров и проректоров российских вузов, растет с каждым годом. В немалой степени этому процессу способствует весьма легкий доступ чиновничества к соисканию ученых степеней, содействие со стороны самих ученых и лояльность научного сообщества к низкокачественным работам. Таким образом, противодействие получению чиновниками фиктивных по сути научных степеней направлено в том числе и на защиту университетов от попадания в них случайных, не имеющих отношения к науке и преподаванию, людей», — заявили в профсоюзе.
Росбалт
Впрочем существует ещё множество относительно честных способов отмазать Мединского.
Например, можно бесконечно находить новые диссертационные советы и не рассматривать дело. Если раз за разом министр будет заявлять, что не может приехать на заседание диссовета, то дело можно будет снова и снова отзывать из одного совета и отдавать следующему, и так по всей стране. Во всяком случае, в положении этому ничего не противоречит.
Правда, Владимир Филиппов (глава ВАК) утверждает, что заявление всё-таки рассмотрят, как это и происходит по всей стране каждую неделю:
— У нас 2200 диссоветов в стране. Из них примерно как минимум 100 в год рассматривают такого рода дела, которые мы направляем из ВАКа. И особых проблем не возникает. Но иногда возникают такие технические вопросы, как в данном случае, когда мы вынуждены забирать дело из диссовета по истечении двухмесячного срока. Подчеркиваю: этот процесс идёт нормальным образом каждую неделю в масштабах всей страны.
Обвинить авторов заявления в оскорблении. Если внимательно прочитать положение о присуждении учёных степеней, то можно обнаружить пункт 68:
— Вопрос о лишении учёной степени не рассматривается в следующем случае: содержание в заявлении о лишении учёной степени нецензурных либо оскорбительных выражений.
Борцам за правду в российской науке может навредить их риторика. Слишком много раз они в заявлении позволили себе усомниться в способностях Мединского как историка. Так как точных критериев того, что именно является оскорбительным выражением, в положении не приведено, ВАК спокойно может завернуть это заявление по формальному поводу.
Восстановить докторскую степень (в крайнем случае). Если всё же состоится заседание какого-нибудь диссертационного совета, на котором Мединского лишат степени, то ничто не помешает ему восстановить своё честное имя. Пункт 78 того же положения гласит:
— Учёная степень может быть восстановлена при наличии достаточных оснований.
А основания, надо думать, найдутся.
life.ru