В царской России губерния делилась на уезды, административными центрами которых были уездные города. Уездным или другим негубернским городом управлял городничий — полицейский чиновник, распоряжавшийся всеми делами города. Следовательно ныне в городничих могут быть переименованы все начальники горотделов малых городов.
Главой административно-полицейской власти уезда (без городов) до 1862 года был капитан-исправник. Следовательно и сейчас можно переименовать всех начальников райотделов милиции (вне городов) в исправников. Прислушайтесь: «Господин исправник!» Звучит!
В 1863 году низший земский суд был упразднен, так же как и должность городничего. Власть уездного, или земского, исправника с той поры распространилась и на уездный город. Исправники, назначаемые правительством — начальники уездной полиции, — просуществовали вплоть до 1917 года.
Понятно? Медведев сказал, что названия возвращаются исторические. Исправники должны вернуться однозначно!
Полиция в городах отличалась от полицейских органов в сельской местности.
До 1917 года более или менее крупный город разделялся на части, то есть своего рода районы. Во главе полиции каждой части стоял частный пристав. Здесь частный — не в современном смысле «принадлежащий частному лицу», а относящийся к части, полицейской территориальной единице.
Частный пристав со своей канцелярией помещались в частном доме. Тоже переименовать! Немедленно. Представляете: паспорт выдан такого-то числа, такого-то дома в 1-м частном доме Екатеринбурга. Супер!
Кстати, при каждом частном доме было арестантское отделение — съезжая. Так и писать в протоколах: «доставили в съезжую», а не в ИВС.
.Далее, полицейские части разделялись на кварталы во главе с квартальными надзирателями. На одну полицейскую часть приходилось 4-5 кварталов.
Самой мелкой полицейской территорией был околоток, во главе с околоточным надзирателем. Рядовые постовые полицейские в городах до 1862 года именовались будочниками.
Поэтому полк ППС придется переименовывать в «полк буточников». Ради торжества справедливости!
Приятно будет начальникам ГУВД областей. Их переименуют в полицмейстеров.
Так, например, назывался начальник полиции губернского города. В Петербурге и в Москве их было несколько, и подчинялись они главному —обер-полицмейстеру.
Кстати само ГУВД придется переименовать в «управу благочиния». Тут никуда не денешься.
Интересно, что переименованиями занимались и в царской России. В 1881 году полицейские кварталы были переименованы в участки во главе с участковыми приставами. По этому поводу известный московский журналист В. А. Гиляровский писал:
Квартальный был — стал участковый,
А в общем та же благодать:
Несли квартальному целковый,
А участковому дай — пять.
Как говорил Экклезиаст: «Все суета и нет ничего нового под солнцем!»
Материал подготовлен на основе книги Юрия Федосюка "Что непонятного у классиков..."