Сейчас многие в политических спорах вспоминают президента Литвы Далю Грибаускайте, как пример падения нравов у «братьев наших меньших».

Это была наша ошибка. Наши представления о безнравственности мы переносили и на прибалтов, поскольку они «тоже советские люди».
А это было неправильно, потому что ментальность народа создает его история. А в Прибалтике до 1940 был капитализм. Со своим буржуйским мировоззрением они и пришли в СССР. И в этом буржуйской ментальности – проститутка явление вполне нормальное.
В их картине мира Грибаускайте вовсе не падшая женщина, а совсем наоборот.
Вчера прочел повесть латвийского писателя Хайрия Галиня «Пора сеять рожь». Впечатлен. Вот образ плохой женщины, висящей на черемухе:
«В тот раз черемуха тоже цвела белым сугробом, а на самом толстом ее суку висела пионервожатая, темноволосая горожанка с кровоподтеками под глазами (значит, били), в окровавленной, продырявленной белой блузке (застрелили или закололи), с разодранной юбкой и с синяками на бедрах (значит, надругались).
Два «ястребка» отгоняли от черемухи старух — не базар, мол, — но те, перейдя на другую сторону дороги или отступив еще на шажок, все равно шипели:
— Вот так-то оно, красавица!
— Кхе, кхе…
— Теперь-то уж оставит детей в покое!
— Где это видано — натравливать на родителей!
— Почитай отца и мать свою…
— У большевиков другие заповеди.
— Как жила, так и померла. А лесовикам что, разве не хочется? Тоже мужики ведь… Домой хода нет, вот и поигрались с приблудной. Ну, разве это женщина, разве латышка…»
Думаете это реакционные старухи только так паскудно говорят о советской девушке, приехавшей в латвийское село учить детей?
Нет!
Вот другая, которая была в ту пору школьницей, вполне положительная героиня, вспоминает убитую и повешенную:
«Потом, подперев подбородок ладонями, я спросил:
— Так какой же была Нора, по-твоему?
— Чертовски красивой, — сразу же отозвалась Дзидра, — куда мне с нею равняться! Только…
— Говори смело!
— Мне такая красота не по вкусу. Холодная, безразличная. Да ладно… Зато стихи читать она умела! Если я люблю читать стихи, если вообще пошла на филологический, то это ее заслуга. И еще она учила нас танцевать».
А вот как кулачка ( вернувшись из ссылки в Сибирь стала председателем колхоза!!!) рассказывает обстоятельства убийства пионервожатой:
«Гундега нервно теребила бахрому скатерти. Без сомнения, она уловила скрытую в моих словах иронию и начала рассказывать, опустив глаза:
— Я, честное слово, не виновата. Под черемухой, у дороги она заболталась с их долговязым учителем пения. Те, из леса, велели им стать на колени и петь «Боже, благослови Латвию». Учитель пения сразу же так и сделал, его и пальцем не тронули, а твоя Нора осталась стоять и что было силы ругала и его, и нас. Парням кровь ударила в голову, и… Я убежала, чтобы ничего не видеть, и тысячу раз прокляла тот час, когда связалась с ними. Но было поздно».
В общем, холодная, неадекватная комсомолка, недостойная гордого звания «латышка».
Ну а теперь положительная героиня повести Дзидра (в переводе «светлая»), которая учиться на филолога в последующем собирается стать учительницей рассказывает.
Ещё цитата:
«— И зачем ты хочешь научиться любить? Подумать только: учиться любви!
И тут Дзидра через мгновение сказала такое, что заставило меня встрепенуться и сразу же прогнало сон.
— А на что я стану жить в городе? На стипендию? Я прожила бы, вкус у меня не избалован, но ведь во что-то и одеваться надо. Из дому я ушла вот в этом самом ватнике, узелок спрятала в рукаве. Никто и не знает, куда я девалась.
Я только и смог, что негромко присвистнуть. Ну и девчонка! Такая ни в раю, ни в аду не пропадет!»
Если кто-то подумал, что это перестроечная чернуха, что господин Галинь сочинил это в 90-е…
Ничего подобного.
Галинь умер в 1983 году.
Если верить современным литературоведам в СССР господствовал соцреализм. А литературное произведение в жанре соцреализма должно быть построено "на идее бесчеловечности любых форм эксплуатации человека человеком, разоблачать преступления капитализма, воспламеняя умы читателей и зрителей справедливым гневом, вдохновлять их на революционную борьбу за социализм".
И если бы с героем повести в постели лежала не Дзидра, а Даля Грибаускайте и поведала ему, что намеревается стать проституткой. Тот бы только присвистнул:
«Ну и девчонка! Такая ни в раю, ни в аду не пропадет!»
Я думаю, что с прибалтами мы никогда не были одним советским народом.
То, что у нас срам, у них – доблесть!
И если проститутка может быть учительницей в Латвийской ССР, то почему нельзя быть проститутке в демократической буржуазной Литве?
Вверху: картина латвийской советской художницы (Лауреат Государственной премии СССР) Джемы Скулме "Модель"