На этих должностях у него имелись все возможности по определению политики в области развития перспективных артиллерийских систем.
Поэтому многие его «новаторские» инициативы, в том числе и создание дивизионно-зенитной пушки современные авторы считают дурью, троцкистским закидоном в стиле хрущевской кукурузной компании.
Мне все это видится несколько иначе.
Михаила Тухачевского в советской литературе считают одним из основоположником стратегии «глубоких операций» и сторонником маневренной войны с применением танково-механизированных масс.
Те кто читал работы Тухачевского, подтвердят, что эти работы писал человек не глупый. Скорее всего дело обстояло так: следуя тенденциям моды Тухачевский разрабатывал теорию маневренной войны, а реально готовился к войне позиционной, наподобие первой мировой войны.
Именно поэтому и родилась «полууниверсальная» дивизионная пушка Ф-2.
Обосную.
Критики пушки Ф-22 обычно отмечают непригодность её для использования в зенитных целях. Даже специалисты в артиллерии пишут, мол, как предполагалось использовать пушку, не имеющую кругового обстрела, против быстролетящих самолетов?
Поэтому нужны пояснения.
Преимущества универсальной девизионно-зенитной пушки её заказчики видели в том, что пушка двойного назначения позволит сберечь огромные бюджетные средства, которые, если эта пушка не будет создана, придется потратить на производство дорогостоящих зенитных орудий.
Как же собирались использовать пушку Ф-22 в качестве средства ПВО?
У меня есть предположение, что использовать её хотели точно так же как использовали до этого в качестве средства ПВО трехдюймовку.
Первая мировая война – была войной позиционной. В России имелась специальная зенитная пушка Лендера, но самым массовым средством ПВО стала не она, а обычная полевая трехдюймовка, установленная на станок Иванова.

В 30-е годы, несмотря на модернизацию, полевая трехдюймовка даже на станке Иванова уже не могла выполнять роль зенитной пушки – самолеты стали летать выше и быстрее, чем в первую мировую войну.
Нужная была пушка с более высокой баллистикой.
В результате и была создана «полууниверсальная» пушка Ф-22. К началу Великой Отечественной войны в июне 1941 года в войсках зенитных станков Иванова было 805 штук.
Случись война не маневренная, а та которую Тухачевский видел в годы первой мировой войны, то Ф-22 закатили бы на станки Иванова и у люфтваффе были бы серьезные проблемы!
Но вторая мировая война была маневренной – станки Иванова оказались не нужными. Ф-22 в результате оказалась плохой дивизионкой и никакой зениткой.
Все это может говорить об одном: Тухачевский строчил сочинения о маневренной войне, а готовился к позиционной. Исходя из этого соображения можно так же предположить, что будучи не глупым человеком, отличным карьеристом, военным специалистом он был никудышным. И вооруженные силы готовил не «к той войне».

Двизионка ЗИС-3 на самодельном зенитном станке в конце в конце войны (бойцы с погонами)...