Анатолий Гусев (gusev_a_v) wrote,
Анатолий Гусев
gusev_a_v

Categories:

Лошадь Красной Армии. Артиллерия

У нас  много лет любители истории, чаще всего «железячники» подсмеивались над, якобы,  некогда сказанными словами: «Конь да тачанка ещё себя покажут!»
Дескать, в армии лошадей слишком много. Впервые развенчал этот миф на широкой публике историк Алексей Исаев. Вероятно, были и другие, но в силу меньшей «раскрученности» их голос услышали не многие.
Однако я почитал документы и понял: с лошадьми в Красной армии, особенно в артиллерии,  дело обстояло не просто плохо – катастрофически плохо.



Сначала простой факт: 27 марта 1939 года замнаркома обороны С. Буденный и замнаркома земледелия И. Васин  подписали инструкцию по организации и содержанию фонда «Лошадь Красной Армии».
В ней, в частности говорилось:

«Артиллерийская лошадь. По своему экстерьеру должна быть костистая, широкая и глубокая в подпруге, с массивным корпусом; хорошо приставленными и пропорциональными головой и шеей; с нормальным зрением; правильной холкой; развитым плечом; хорошо развитой грудью и мускулатурой; полной, широкой и незапавшей поясницей; широким мускулистым и сильным крупом; прочными, правильно поставленными конечностями, хорошими копытами и свободными движениями.
В запряжку легкой артиллерии требуется лошадь от 151 см и выше, достаточно массивная, со свободными движениями на всех аллюрах, обхват пясти не менее 19 см; в запряжку тяжелой артиллерии - от 154 см и выше, массивная и рослая, способная двигаться свободной рысью; обхват пясти не менее 21 см».


Обратите внимание рост от 154 см, обхват пясти – 21 см.

Я, никогда, не увлекающийся коневодством, ранее не обращал внимание на эти цифры. На днях случайно заинтересовался и понял – лошадей с такими параметрами не могло быть много.

В 30-е годы, наряду с созданием тяжелых тракторов, которые можно было бы использовать для перевозки артиллерии, в СССР начали выводить и породы лошадей, пригодные к перевозке орудий.

От царского режима СССР достался только русский тяжеловоз, известный в российской империи как «русский арден», а позднее как «русская тяжеловозная». Лошадь обладала замечательными свойствами, но, как впоследствии в 1952 году напишут в книге, составленной под руководством С.М. Буденного, «…Русская тяжеловозная порода, обладающая целым рядом ценных качеств, все же недостаточно крупна».

Это не удивительно. Лучшие предвоенные жеребцы русской тяжеловозной были ростом менее 150 см в холке.
Даже потомок знаменитого битюга воронежская упряжная – для перевозки артиллерии имел недостаточные параметры.

Знаменитого Владимирского тяжеловоза  начали выводить только в начале 30-х годов. К сожалению я не смог найти каких либо свидетельств по учету лошадей фонда «Лошадь Красной армии».
Порода советский тяжеловоз – вообще появилась после войны.

Сколько было всего лошадей, советующих требованиям для буксировки артиллерии? Буду благодарен, если кто-то подскажет где это можно прочесть.

Однако, судя по фотографиям военных лет, пушки в советской артиллерии таскали крестьянские клячи 140 см в холке и крохотные азиатские лошадки.
Думается, что нужных лошадей в Красной Армии, вопреки расхожему мнению,  накануне войны было не много, а наоборот, мало.
Tags: Великая Отечественная война, военное дело, история, кавалерия
Subscribe

Posts from This Journal “военное дело” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments