Анатолий Гусев (gusev_a_v) wrote,
Анатолий Гусев
gusev_a_v

Categories:

Линия Суворова

Перенос столицы из Москвы в Санкт-Петербург заставил российские власти внимательней отнестись к обороноспособности северных границ. Это обстоятельство создало новые условия - значение Финляндии как буферной территории многократно возросло. Теперь столица России не была укрыта от неприятеля пространствами необъятной русской равнины, а могла быть подвергнута нападению как с моря, так и с суши: с Финского залива и территории Финляндии.


Поэтому в 1791 году великий русский полководец Александр Суворов был направлен инспектировать крепости на границе с Финляндией. Императрица Екатерина II писала Суворову:
«Я желаю, чтобы вы съездили в Финляндию до самой шведской границы для познания мест, служащих для обороны оной».

Как пишет российский историк Геннадий Коваленко маршрут поездки Суворова проходил через Выборг, Кексгольм и Савонлинну. Вернувшись в Петербург, он высказал свои предложения по укреплению границы. По его мнению, опасность Петербургу исходила из точки пересечения дорог Хамина — Лаппеенранта — Выборг. По его совету Екатерина приказала построить форт Давыдово (Тааветти), который можно считать первенцем Суворовской линии.
Для осуществления этого проекта в полном масштабе требовались колоссальные средства.
Поэтому перед Россией встала дилемма: либо тратить огромные средства на строительства оборонительных укреплений на границе с Финляндией, либо лишить Швецию «буфера» и использовать уникальные оборонительные природные условия Финляндии уже как российский оборонительный «буфер».
История начертала второе.

Александра Смолич, побывала в музее, порсвященной  фортификационной деятельности Суворова в Финляндии. Ясно что музей на чердаке, но в каком  населенном пункте он расположен, к сожалению, из её записи не понял. Тем не менее, она опубликовала большое количество довольно любопытных фото и схем.

Смолич пишет:
"Суворов тотчас отправился в Финляндию. Местность была ему знакома, он был здесь перед этм 17 лет назад.
По письмам и докладным Суворова можно проследить его трехнедельный маршрут: Петербург – Осиновая Роща – Нейшлот – Кексгольм – Вильманстранд – Фридрихсгам – Выборг – Бъорке – Систербек – Петербург.
Он разъезжал в таратайках по диким захолустьям русско-шведской границы . 2 мая письмо из Нейшлота: «Милостивый государь мой Петр Иванович! … Здесь снег, грязь, озера со льдом, проезд тяжел и не везде; против желания поспешить неможно …».

И в тот же день уже в Кексгольме! Последнее письмо 15 мая с указанием «На Биорке к Систербеку» заканчивается уведомлением о намерении «на малое время» остановится в Систербеке.
Видимо там, в Сестрорецке, был составлен «План оборонительных мероприятий в финляндии, составленный А.В. Суворовым на случай войны со Швецией». В то время в Выборгской губернии было всего пять городов: Выборг, Вильманстранд, Кексгольм, Сердоболь, Фридрихсгам и крепость Нейшлот.

«Нейшлот – отделенный, сам себя обороняющий пост, будучи запасен всем потребным, должен выдержать блокаду…
На Сордоваль знатные неприятельские предприятия не могут быть… Для прекращения набегов неприятельских к стороне Олонца, должно там иметь небольшой легкий отряд.
Кексгольм – будучи снабжен довольным количеством провианта и запасов и имея принадлежащий гарнизон, отвлечет от важных каких на себя покушений.
К основанию плана оборонительной войны иметь:
А. Капиталями: Выбург и Фридрихсгам, они же депотные посты и при них главные резервные войски.
В. Центральные посты – Вильманстранд, а по обстоятельствам и Давидов.
С. Передовые оборонительные посты суть: Пардакоски, Ярвентайпал, Утти, Ликкола и Кюменеград, последнему иметь укрепленную гавань для гребной флотилии, чрез что берега наши защищены будут от неприятельских.
D. Резервы имеют их дирекции на центральные пункты и к передовым оборонительным постам по переменяющимся обстоятельствам.
Е. Корволантам быть: первому между озеров Имала и Саймы, защищает дороги Пуммольскую и Нейшлотскую; F. - другому при Вильманстранде, где пристань для Саймской флотилии, или по обстоятельствам при Давидове, которому надлежит иметь свои движения на все стороны для подкрепления наших передовых постов и для сопротивления неприятельским покушениям.
Магазейнам быть: G. – в Кексгольме, в Выбурге, в Фридрихсгаме и в Вильманстранде; проходящим H. – в Ситтоле и в Давидове; такие ж между Выбургом и Фридрихсгамом в Сакъярви и в Пюттерлаксе».



Неизвестно, сколько дней пробыл Суворов в Систербеке и когда передал свой проект укрепления границы Екатерине II. Рескрипт императрицы последовал 25 июня:
«Граф Александр Васильевич! Вследствие учиненного Вами по воле нашей осмотра границы нашей с Шведскою Финляндиею, повелеваем полагаемые вами укрепления построить под ведением вашим, употребя в пособие тому войска, в Выборгской губернии находящиеся. Деньги на сие вообще потребные выданы будут в распоряжение от генерала графа Салтыкова из суммы, на чрезвычайные расходы к нему отпускаемой, так как он же снабдит вас чинами инженерными и другими, да и всякое пособие, от него зависящее, вам подать не оставит. Равным образом предписано от нас к генералу графу Брюсу, по управлению его в помянутой губернии, дабы и от земли всевозможная помощь учинена была… Пребываем вам благосклонны. Екатерина » .

В тот же день, 25 июня 1791 года, Суворов рапортовал Салтыкову о своем отъезде в Финляндию и просил выдать десять тысяч рублей «подполковнику и кавалеру Штейнгелю».

Строительное ремесло и способы укрепления крепостей были знакомы Суворову. В своё время его отец перевел на русский язык трактат Вобана «Истинный способ укрепления городов». По книге Вобана А.В. изучал французский язык, и знал как перевод, так и тектс оригинала практически наизусть.

В плане Суворова было предложено защитить Петербург тройной цепью крепостей. Речь шла как об уже существующих, так и постройке новых крепостей на перекрестках ведущих в Петербург дорог.
Надо было заново укрепить Кронштадт, Орешек, Выборг и Кексгольм (первая линия). Вторая линия – Фридрихсгам, Давидов и Вильманстранд. Последняя линия – форты на Финском заливе, Кюменегород, Лииккала, Утти, Ярвитайпале, Кярнакоски, Партакоски и Нейшлот. Кроме того предстояло построить грандиозную морскую крепость Роченсальм.



За короткий летний сезон 1791 года была проделана огромная работа. «Государева служба мне здесь несказанно тяжела, по святости усердия невероятно успешна, прибавление вящее практики по инженерству. Но резерв превеликий трудов на будущий год, даже много попечения и на будущую зиму, чего ради, хотя бы дозволено было мне в Санкт-Петербург, токмо по долгу оттуда быть непрестанно сюда подвижным. Будущее ж лето большая отлучка, коли те ж обстоятельства. Божию милостью мир, где ж доброволию упражняться и начатое совершить неблагоразумно ли? Благоволения, доверенность, ежемгновенное конфирмованье всего, новые предпорученности, утешное бремя! Нельзя помышлять, чтоб положение мое могло взять долго иной какой вид» .

За полтора года были усилены укрепления Фридрихсгама, Вильманстранда и Давидстада; исправлен и усилен Нейшлот; на важнейших дорогах из шведской Финляндии к Фридрихсгаму, Вильманстранду и Савитайпале сооружены новые форты: Ликкола, Утти и Озерный. При Роченсальме на нескольких островах возведены форты, а на сухом пути заложена крепость Кюменегород. Таким образом Роченсальм сделался главным укрепленным пунктом южной части границы. Екатерина лично благодарила Суворова за то, что он «подарил ей новый порт». Суворов считал делом своей чести – поднять кейзер-флаг в Роченсальме. 26 августа 1792 года императрица сообщила ему, что повелела выслать кейзер-флаг и штандарт для Роченсальмского порта. После того Суворов при всяком удобном случае старался прогулятся по Роченсальму и полюбоваться на свое произведение: «Массивнее, прочнее и красивее строениев тяжело обрести, так и все пограничные крепости».

Нейшлот тоже был его гордостью. Маскируя свое удовольствие, говорил: «знатная крепость, помилуй Бог, хороша: рвы глубоки, валы высоки, лягушке не перепрыгнуть, с одним взводом штурмом не взять».

План Нейшлота:




Форт Утти:




Строительство линии Суворова растянулось почти на двадцать лет (как это могло быть - не понимаю т.к. Суворов направился в Финляндию в 1791 г, а Финляндская война, сделавшая линию ненужной началась в 1808 г. - прим. АГ). Работы стоили дорого и требовали огромного количества материалов, было задействовано 44 164 человека. В строительстве участвовали пехотные войска, казаки и местное население. Также привозили заключенных из Выборга и Петербурга, - заключает Смолич.

Как я уже упомняул выше со ссылкой на Геннадия Коваленко построены были лишь отдельные фрагменты "линии". Целостная система создана не была.
Tags: Финляндия, история
Subscribe

Posts from This Journal “Финляндия” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment