Анатолий Гусев (gusev_a_v) wrote,
Анатолий Гусев
gusev_a_v

Categories:

О Дидинском тоннеле, улице Тоннельной и их обитателях…

Дидинский тоннель в летнее время весьма посещаем многочисленными туристами. Они здесь бывают и большими организованными группами и маленькими самостоятельными компаниями. Заброшенный железнодорожный тоннель сотни человек прошли пешком, десятки проехали на квадроциклах и автомобилях и несмотря на это загадок, которые хранит этот тоннель не становится меньше.

Ледяные столбы…

В этом году с момента выпадения снега в Дидинский тоннель не спускался еще никто. Я был первый. У входа - целина белого снега, нарушенная только заячьими следами. Вход в тоннель сделан в виде крепости с бутафорскими башнями и бойницами. В настоящее время шпалы и рельсы в железнодорожном тоннеле уже демонтированы и большая часть тоннеля – это отличная гравиевая дорожка. Это если входить в него со стороны остановки электропоезда 1590-й км. направления Екатеринбург – Дружинино.

Вход в тоннель сделан в виде средневекового замка

В середине тоннеля гравиевая дорожка сменяется слоем льда, а на выходе из тоннеля в сторону поселка Дидино бежит ручей. Такая разница является следствием того, что длина

тоннеля более километра!

Бутофорские "оборонительные" башенки
В большей части тоннеля почти полная мгла. Ход его немного искривлен, но все равно просматривается насквозь. О Дидинском тоннеле я узнал из рассказов побывавших в нем блоггеров. Они писали о многих удивительных фактах: дескать ниже основного железнодорожного тоннеля идет еще один тоннель, поменьше назначение которого непонятно, якобы вокруг тоннеля была когда-то построена линия обороны с дотами и рядами колючей проволоки, которые защищала целая воинская часть. А кроме того, в тоннеле зимуют летучие мыши, даже летом не тает лед, на протяжении всего тоннеля построены какие-то странные, разные по размерам комнаты…

Забегая вперед, скажу, что большую часть из вышеперечисленного я увидел своими глазами. По неофициальной информации, которую я почерпнул у тех же блоггеров, длина тоннеля 1123,7 метра, ширина 4,65 м, высота 6,1 метра. Первый поезд прошел по нему в 1918 году, а последний – в декабре 1995 года.

Вообще зимний поход в Дидинский тоннель, как оказалось, дело не безопасное. На продолжительном участке середины тоннеля большое количество массивных сосулек, свисающих с потолка. Одна из которых, шестиметровой длины и более метра в диаметре, как античная колонна соединяет пол с потолком. Остальные страшной массой нависают над проемом. Крупные куски сосулек на полу указывают на то, что эти сосулищи иногда падают…

Сбоку и внизу от основного тоннеля проложена дополнительная, маленькая галерея, которая соединена с основной узким лазом. Это дренажная галерея, в ней тепло и сыро, вероятно тут могут зимовать летучие мыши. Однако осмотреть ее я не смог – по дну галереи бежит довольно полноводный ручей. Надо сказать, что осмотр тоннеля и фотографирование – дело увлекательное, но требующее сильных осветительных приборов. Без них грандиозную сосульку и ледяной столб в глубине тоннеля не сфотографировать. Впрочем, ничего загадочного во мгле тоннеля я не обнаружил. Все самое интересное расположено наверху…

Заброшенный дом бывшего начальника охраны тоннеля
Улица Тоннельная…

Мне повезло. Осматривать окрестности мне помогал местный житель Вячеслав Завалишин. В прошлом он жил в Екатеринбурге, увлекался водным туризмом и даже был инструктором по этому виду спорта, когда работал на заводе №79. Живет он в Дидино на улице Тоннельной.

Улица эта особенная! Она представляет собой небольшой поселок в полутора километрах от основной части Дидино. В этом мини-поселке в советское время жили те, кто охранял тоннель и его обслуживал. До сих пор сохранился дом начальника охраны тоннеля. В ветхом состоянии и не жилой. Сейчас постоянно проживают на улице Тоннельной только два человека. Когда-то это был многолюдный поселок. Здесь была своя начальная школа, фельдшерский пункт, кузница, ремонтные мастерские…

Вдоль улицы бежит небольшой ручей. По словам Вячеслава Завалишина это верховья речки Хомутовка, которая дает название одноименной деревушке на Московском тракте. Кстати зимой, пока не выпало много снега, в Дидино можно проехать по грунтовой дороге на грузовике или внедорожнике. Но и когда все заметет улица не остается безлюдной. Здесь зимой регулярно появляются туристы на снегоходах, а летом – на квадроциклах… От таких беспокойных гостей аборигены даже забаррикадировали пару проулков.

Пулеметные капониры

Завалишин показывает вход в дот
Рассказы о ДОТах тоже оказались не сказкой. Один расположен на господствующей высоте у входа в тоннель со стороны Дидино. Это пятистенная бетонная коробка. В четырех стенах амбразуры, в пятой – раньше были двери. Два других ДОТа расположены близ вентиляционного колодца. Один с четырьмя стенами и тремя амбразурами, второй – с пятью стенами и четырьмя амбразурами.

Нынешним летом мне довелось осматривать заброшенные ДОТы Брестской крепости. У брестских дотов были значительно толще стенки, всего одна амбразура и еще одна стенка, непозволяющая вести обстрел входа, но в целом, они были очень похожи на дидинские. Мой «экскурсовод» Вячеслав Завалишин называет эти ДОТы «пулеметными капонирами». Это название он слышал от других.

Упомянутый выше вентиляционный колодец – тоже достаточно интересный объект. Он большой – окно колодца наверное 10 квадратных метров. Дна не видно. По слухам, глубина – около 30 метров. Летом, говорят, возможно подняться по нему со дна тоннеля. Там есть лестница ведущая вверх из боковой комнаты. Но зимой она замурована в лед.

В советское время неподалеку от вентиляционного колодца стояли деревянные бараки в которых жили бойцы охраны. Сейчас от этих бараков ничего не осталось.

Вячеслав Завалишин рассказал мне еще одну историю, которую он сам слышал тоже как кем- то пересказанную легенду. Дескать, когда-то, толи в царские, толи в советские времена в строительстве железной дороги здесь принимали участие заключенные. И якобы, кроме всем известного дидинского кладбища, на которой последние похороны жителя улицы Тоннельной, проходили лет двадцать назад, существуют еще два заброшенных и забытых. Однако сам Вячеслав Завалишин их никогда не встречал…

На фото: внутренность дота

ДОТы, бараки с солдатами и кладбища – это самые главные загадки Дидинского тоннеля. Для защиты от какого противника построены пулеметные капониры в глубине Советского Союза? Существуют ли в окрестностях тоннеля забытые кладбища, и если существуют, то что за люди на них покоятся?

Жить в тишине и смотреть в космос…

Интересно, что практически все нынешние домовладельцы на улице Тоннельной, в прошлом активные туристы. Причем друзья Завалишина. Сам Вячеслав Завалишин – личность незаурядная. Сейчас он достраивает в Дидино дом. Сбоку от дома Вячеслав намеревается сделать пристрой с вращающейся башней. И поставить в эту башню телескоп. Родственники подарили ему мощный большой телескоп, который будет записывать и передавать на компьютер картину звездного неба.

Что именно пытается высмотреть в глубине вселенной Вячеслав Завалишин не говорит – отшучивается. Но то, что делает на земле последний романтик улицы Тоннельной – впечатляет: он сам выложил каменную лестницу к ручью Хомутовка и сделал через ручей мостик, регулярно убирает с улицы снег своим личным снегоуборочным аппаратом…

Когда я уже прощался, случайно увидел на его столе открытую на середине книгу Генри Торо «Жизнь в лесу»

-Вот, - заметив мой взгляд, сказал Завалишин. – Перечитываю.

Я открыл книгу на первой странице.

Она начиналась словами: «Когда я писал эти страницы - вернее, большую их часть, - я жил один в лесу, на расстоянии мили от ближайшего жилья, в доме, который сам построил…»

Tags: Урал, краеведение
Subscribe

Posts from This Journal “краеведение” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment