Анатолий Гусев (gusev_a_v) wrote,
Анатолий Гусев
gusev_a_v

Categories:

Баба Ксеня и дикий народ гамаи

В то время, когда я жил в городе Шахты Ростовской области там ещё было много семей, который себя считали «настоящими казаками». Причем выделяли себя среди «понаехавших» в основном бабы. В нашем переулке Сурикова это была горластая баба Ксеня – обладательница хорошей хаты со скамейкой у забора и мелким, но  злющим «кутюшонком» Филькой, который постоянно «чухался» по причине избытка блох.



Баба Ксеня  часто ходила к моей матери в гости и вела просветительские беседы. От неё я впервые узнал, что все население нашего переулка делится на казаков, хохлов, гамаев и жидов. Свое отношение баба Ксеня к этим «этническим» группам выражала поговоркой: «К казачке – поспать, к хохлушке – поесть, а гамайке – посрать!»

Как там у Пушкина?  Одна девица будет рожать богатырей, вторая - станет поварихой, а третья – ткачихой…
Баба Ксеня гамайке возможность стать ткачихой не оставляла – к ней можно было ходить только для того, чтоб посрать. Всё это баба Ксеня рассказывала мне и моей матери, которых явно ни к хохлам, ни к казакам, ни к евреям отнести было нельзя.

Я терялся в догадках и выспрашивал бабу Ксеню: «Кто такие гамаи?»

«Да приезжие тут всякие были, - отмахивалась старуха, хитро поглядывая, на мою краснеющую мать, явно не желая отвечать по существу. – Бог его знает откуда и наехали. Нищета, рвань. Разговаривали не по-здешнему…»
«Мама, так мы, получается, гамаи?» – спрашивал я мать.
«Какие мы гамаи?! – злилась мать. – Мы - уральцы!»

Баба Ксеня очень хорошо разбиралась в национальном вопросе – в годы Великой Отечественной войны у неё в доме стояли немцы и она стирала им засранные кальсоны. За время оккупации баба Ксеня сдружилась  со своими оккупантами и, часто, со слезами вспоминала:
«Когда красные к Шахтам подходить начали, где-то на окраине взрывы слышно было. Немцы перепугались, стали просить меня: «Матка спрячь! Матка спрячь нас!» А куда я их спрячу? Что мне за них будет?»

Кстати упоминание неведомого народа «гамаи» мне ещё не раз приходилось слышать в Ростовской области. Причем исключительно от казачек и исключительно пожилых. Ни в мужских компаниях, ни у нас в школе №27 я никогда с делением русских на хохлов, казаков и гамаев – не сталкивался.

Ещё одна забавная деталь: большинство тогдашних шахтинцев плохо представляли что такое Урал. Когда приходилось называть своё место происхождения, которым, я как всякий кулик, безусловно гордился, шахтинцы вырубали меня фразой: «Это хде?»
Зато к сибирякам у шахтинцев отношение было очень уважительное, поэтому вскоре я перестал им всем морочить голову своим Уралом и говорил просто: «Из Сибири!»
«О, сибиряк!» - восхищались шахтинцы.

Впрочем, это не избавляло меня от дразнилок за твердую «г». Как известно хохлы и казаки букву «г» произносят глухо. Я же говорил по-уральски.
«Гуси гогочут, город горит, каждая гнида на «г» говорит!» - кричали мне казачата, когда разозлятся.
Впрочем, я рос мальчиком задиристым и желающих меня подразнить всегда было не много.

Но даже, когда я вырос и обзавелся интернетом, я так и не смог узнать доподлинно, какие такие гамайки заполонили донские степи в пору юности бабы Ксени, к которым добропорядочные казаки ходили только посрать?
Tags: казаки, личное, национальный вопрос
Subscribe

Posts from This Journal “национальный вопрос” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments