Анатолий Гусев (gusev_a_v) wrote,
Анатолий Гусев
gusev_a_v

Categories:

Тойотные войны: бей и беги!

Гражданские войны без четких линий фронтов, без густой насыщенности передовых линий людьми и средствами поражения – это время мобильных войн. Во 2-й половине XX века и начале XXI - это золотой век тойотной кавалерии.




Вообще оружие (пулеметы, пушки) в кузов автомобиля начали ставить сразу же как этот самый автомобиль появился. Точно так же как до появления автомобиля оружие ставили на конные повозки. Кто не помнит тачанку времен гражданской войны в России. Но времена изменились.

Сейчас эта песня звучала бы по-другому:

Эх, тойота с пулемётом,
Наша гордость и краса,
Бармалейская тойота,
Все четыре колеса!

Символом пустынных войн последнего времени стали внедорожники с установленными на них пулеметами и (реже) другими видами оружия.



Кто и когда произвел первые массовые боевые рейды на тойотах сказать сложно. В сборнике Коновалова И.П., Шубина Г.В. «Современная Африка» мне удалось найти такой эпизод:

«После жестоких поражений, понесённых частями президента Чада Хиссена Хабре в мае-июле 1983 г. от отрядов его бывшего союзника по ФРОЛИНАТ Гукуни Уэддея, поддержанных ливийскими частями, командование чадской армии с помощью инструкторов из Франции, ЮАР и Израиля провело глубокие реформы, сделав ставку на мобильные подразделения численностью не больше роты на вооружённых джипах-«техничках» и тактику пустынного блицкрига. Парк боевых машин составили почти 400 «техничек» (японские джипы Тойота) с установленными на них ПТРК Милан (Milan) и 106,7 мм безоткатными американскими орудиями М-40, а также несколько десятков французских бронетранспортёров Панар (Panhard) и американских бронемашин Кадиллак В150 (Cadillac V150)».



Тактика пустынного «блицкрига» известна ещё по действиям Африканского корпуса Роммеля в Северной Африке во второй мировой войне. Тоже набеговые действия моторизованных частей. Но тогда главным действующим лицом «пустынного блицкрига» был все-таки танк, а не грузовик с зениткой или мотоцикл с пулеметом.

Тойотные колонны как самостоятельные подразделения появились в многочисленных африканских гражданских и межплеменных войнах.



Война между Ливией и Чадом (1986 – 1987 год) о которой в России мало кто знает в справочники так и вошла под названием «Война тойот» или «Война на «Тойотах». Героические воины Муаммара Каддафи и не менее героические воины лидера Чада Хиссена Хабре гонялись друг за другом на тойотах от оазиса к оазису. Пока чадцы на тойотах не заехали далеко на территорию Ливии и не поломали все что нашли на одной из тыловых ливийских авиабаз.

Стоит ли на основании цитаты из сборника Коновалова И.П., Шубина Г.В. считать, что инструкторы из Франции, Израиля и ЮАР являлись «изобретателями» тактики тойотных колонн?

Лично у меня есть сомнения, что это могли быть израильтяне или южноафриканцы. А вот французы – возможно. Они могли с такой тактикой столкнуться еще во время войны Алжира за независимость.



О материальной части «тойотных войн» Коновалов И.П., Шубин Г.В. пишут так:

«Что же касается боевых действий в Африке, то в пустынях, полупустынях и в саванне они производятся рейдами (набегами) на джипах (вездеходах), оснащённых как правило тяжёлыми пулемётами. Ранее во время рейдов часто пользовались и безоткатными орудиями, в частности — американскими M-20 и M-40, советскими СПГ-9, БО-10 (Б-10) и БО-11 (Б-11), но в последние годы вместо окончательно устаревших и выходящих из строя безоткатных орудий на вездеходах (внедорожниках) стали всё чаще использовать тяжёлые крупнокалиберные пулемёты калибра 12,7 мм или 14,5 мм или ленточные гранатомёты калибра 30 мм или 40 мм. Но война в Ливии в 2011 г. показала, что безоткатки ещё долго можно эффективно использовать.
Для проведения рейдов используются, как правило, внедорожники Тойота и Ниссан производившиеся начиная с 1970-х гг. и до самых последних выпусков, и реже, Мицубиси, Исузу, Лендровер и некоторые другие марки джипов, произведённые не только в Японии или Великобритании, но, к примеру, в ЮАР (Тойота по лицензии) или CJ-5/6 (Jeep) — четырёхместный вездеход южноафриканского производства.
Выпускался по американской лицензии в 1980-е годы. Являлся гибридной моделью выпускавшихся в то время американских вездеходов CJ-5 и CJ-5/6. Производился для замены американских внедорожников времен Второй мировой войны.
Кроме того, используют (в пустынной и полупустынной местности в Северо-Восточной Африке, Северо-Западной Африке и на Африканском роге) устаревшие грузовики, внедорожники, микроавтобусы и автобусы высокой проходимости со срезанными крышами — так называемые «технички» (Technical), на которые тоже ставят разнообразное вооружение».


Tags: военное дело, третий мир
Subscribe

Posts from This Journal “военное дело” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment