
Очень много пленных красноармейцев числилось в Вооруженных силах юга России. Герой обороны Крыма белогвардейский генерал Яков Слащев вспоминал:
«К осени 1920 года осложнилась ситуация и внутри армии Врангеля. После подписания перемирия с Польшей советское командование смогло отправить на Южный фронт свои наиболее боеспособные войска. В то же время лучшие части белых оказались выбиты в летних боях, их пришлось заменять пополнениями из мобилизованных крестьян либо пленных красноармейцев. Белое командование было последовательно в стремлении держать на фронте лишь самые боеспособные части, поэтому более половины врангелевской армии в течение всей кампании оставалось в Крыму, выполняя роль резерва».
Возможно это и есть разгадка того, что по одним данным армия Врангеля в Крыму насчитывала 300 тысяч человек, а в боях с красными участвовали не более 50 тысяч.
На мобилизованных крестьян и на пленных красноармейцев, рекрутированных в армию Врангеля белогвардейцы положиться не могли. Поэтому имея горы оружия, хорошо обученный комсостав и белогвардейское ядро из добровольцев, свое огромное численное превосходство белым редко удавалось реализовать.
Ещё слово Слащёву об моральной неустойчивости формирований из пленных красных:
«Правда, в резерве были юнкера и 8-й кав. полк, на которых только можно было рассчитывать в случае, если красные ворвутся на южный берег Крыма, так как неудача белых должна была деморализовать 13-ю дивизию, получавшую пополнения исключительно из пленных красноармейцев 46-й стрелковой дивизии, бригада которой сейчас форсировала гать».
В общем, думаю, ситуация понятна.
Теперь поговорим о пленных белых, воевавших в рядах Красной армии.
Хорошие зарисовки об этом в своих мемуарах оставил уралец Степан Пичугов, командовавший во время гражданской войны полком. Большую часть войны ему пришлось сражаться на Урале, но заканчивал он её в Сибири.
Особо запомнились ему бои за село Тумашево. Он, что Тумашево — большое сибирское село, расположенное в глубокой лощине. Оно вплотную было окружено дремучим сибирским лесом. За месяц жарких боев в этом районе Тумашево шесть раз переходило из рук в руки — три раза красные его занимали и три раза отдавали.
И далее:
«После того как мы заняли его в третий раз, из штаба бригады сообщили, что против нас появился новый противник — 2-й егерский полк, только что прибывший из Омска после своего переформирования. Он сменил наших старых «знакомых» — изрядно потрепанную пепеляевскую дивизию».
2-й егерский полк белых в отличие от красных, был прекрасно оснащен и вооружен. Англичане дали новое, с иголочки, обмундирование, снабдили большим количеством станковых пулеметов системы «Кольт». Американцы дали большое количество полевых аппаратов и много километров полевого кабеля. А главное, у егерцев было много патронов. Только стреляй!
Но незнакомые с местностью белые егеря попали в таежном селе в окружение.
Пичугов пишет:
«В Тумашеве мы захватили больше двух тысяч пленных, избежали плена только старшие командиры, кое-кто из них застрелился, а некоторые скрылись. Захвачено было много трофеев: 24 пулемета, несколько тысяч патронов, около 30 телефонных аппаратов, много полевого кабеля и другое имущество. Здесь же произошел стихийный обмен обмундированием. Через час с небольшим после занятия села 2-й Крепостной полк оказался одетым в новенькое английское обмундирование, а егерцы облачились в наши молескиновые шинели. При этом переодевании даже споров никаких не было. Наши бойцы убедительно говорили:
— Вы пойдете в тыл, а нам еще Сибирь отвоевывать, так что ваше обмундирование нам нужнее, чем вам».
Большинство из этих двух тысяч пленных белогвардейцев позже были включены в Красную армию и отлично сражались на стороне красных.
Степан Пичугов описывает довольно курьезный эпизод:
«Наша медсестра тютнярская учительница Катя занималась обучением неграмотных. И вот во время занятий встретилось слово «ура». Она спросила своих прилежных учеников, где и когда они кричали это слово.
Добрая половина отвечала, что они кричали «ура», когда брали деревню Тумашево.
Другие зашумели:
— Нет! Мы там «ура» не кричали.
Начался спор. Пришлось разбираться, почему одни кричали «ура», а другие не кричали. Оказалось, что первые были победителями, так как служили во 2-м Крепостном полку, а вторые — побежденными, из 2-го егерского полка. И вот вчерашние враги, теперь бойцы одного полка, сидели в классе за партами и учились читать и писать».
Понятно, что обе армии имели ядро – наиболее непримиримых противников, пассионариев. И обе армии набирали массовку из субпассионариев, которая в общем-то, воевать вообще не хотела.
Но за белых она не хотела больше!
Поэтому белым не помогла ни большая численность армий, ни помощь Запада.