Анатолий Гусев (gusev_a_v) wrote,
Анатолий Гусев
gusev_a_v

Как музей Екатеринбурга живодеров-церковников превратил в революционеров



Великий уральский писатель Д.Н. Мамин-Сибиряк в свое время написал очерк «Сорочья Похлебка». В ней описывались нравы Пропадинского уездного духовного училища XIX века, под которым легко угадывалось училище Екатеринбургское в котором учился и сам писатель и его отец.
Особое место в этом очерке занимает суд и казнь Сорочьей Похлебки. Суть происходящего, в очень сжатом изложении такова…

Верные телохранители короля (самого авторитетного бурсака) отправлялись в коридор и через минуту на двух шнурках приводили самую большую крысу, которую можно было только найти в бурсацкой кухне. Крысу привязывали к столу.
- Грешник, как тебя зовут? – спрашивал Отлукавого.
- Сорочья Похлебка, - отвечал за крысу Патрон.
- Чем занимаешься?
-Грызу экземпляры, а в свободное время напрасно беспокою учеников пропадинского училища. Ловлю их в табаке и водке, ставлю единицы из катехизиса Филарета, а потом дую их на все корки.
- Иногда не врешь ли?
- Постоянно вру…

Далее у Мамина Сибиряка идёт долгий суд и допрос крысы, который своей срежессированностью и предопределённостью результата весьма походит на настоящий.

В результате король приговаривает крысу к полтораста «горячих» и четвертованию. Подробности экзекуции я описывать не буду в виду обилия натурализма от которого может стошнить.
Иногда бурсакам, как утверждает Мамин Сибиряк, было мало замученных зверским образом крыс и они казнили годовалого щенка, а потом еще с живой кошки содрали шкуру.

Напомню Д.Н, Мамин-Сибиряк в 1866 – 1868 году учился в Екатеринбургском духовном училище. Знал, что описывал.
Учился в этой бурсе и отец писателя. Д.Н. Мамина-Сибиряка Наркис Матвеевич Мамин. Впоследствии писатель вспоминал:
«Отец всегда страшно волновался, когда разговор заходил о духовном училище. Он был отдан туда восьми лет, прямо в бурсу, и не мог вспоминать о своем ученье без ужаса».

В Екатеринбургском духовном училище готовили псаломщиков, певчих, алтарников, иподьяконов. Училище было первым в Екатеринбурге образовательным учреждением.

Как, впрочем, требовать милосердия к братьям нашим меньшим от священнослужителей, если сам помазанник божий в ту пору, развлекался тем, что стрелял бродячих собак и ворон.
Однако Музей истории Екатеринбурга со ссылкой на книгу некоего Олега Платонова приводит «красочный» эпизод, приписывая его революционеру Якову Свердлову, который, якобы, имел место в Екатеринбургской тюрьме:

«Социал-демократы в камере для борьбы с ними создали дружину, которую возглавлял Яков Михайлович Свердлов. Конечно, рассуждает Чердынцев, с крысами надо бороться, но зачем с бессмысленной жестокостью мучить крыс и наслаждаться этим. Дружинники хватали крыс, кидали их в парашу, чтобы они там утонули, сапогами отталкивали крыс от краев, не давая им вылезти, и при этом от души смеялись, другим развлечением дружинников было повешение крыс».

Проще говоря, Платонов, а вслед за ним, музей Екатеринбурга просто стырили идею у Мамина-Сибиряка, изрядно ее исказили и приписали революционерам.

На фото вверху нижегородские семинаристы...
Tags: революция, религия, царизм, церковь
Subscribe

Posts from This Journal “царизм” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments