Анатолий Гусев (gusev_a_v) wrote,
Анатолий Гусев
gusev_a_v

Других скульпторов у меня для вас нет!



С чувством истинного восторга ознакомился сегодня со статьей Е.П. Алексеева "Гипсовые часовые". Скульптура Урала 30-х г.г.: поиски психологизма".
Но сначала вспомню один из "кухонных" разговоров давней своей советской юности. Сидели мы за рюмкой чая и приятель мне доказывал, что всякий разбор творчества - натягивание совы на глобус.
Он говорил:
"Вот, скажем, увидел пушкиновед на полях рукописи Александра Сергеевича, нарисован мужской половой орган. Пушкиновед тут же выдаёт: "Этим рисунком Пушкин выражал своё отношение к царизму!" А он рисовал это потому что как раз в тот момент о женщинах думал, а не о царе!"

Сейчас СССР нет, царизму никто ничего не показывает. Но есть другие, забавные культурные аналитики. как, например Е.П. Алексеев.


Он, как я уже упомянул, выше, пытается рассуждать на тему скульптуры Урала в тридцатые годы. Цитирую:

"В культуре складывается образ «недремлющей стражи» — бдительных дозорных, неустрашимых часовых, защищающих и одновременно контролирующих установленную границу, заявленное пространство. Они в любой момент готовы отразить и уничтожить врага, как внешнего, так и внутреннего. Отсюда в новых скульптурных формах чувствуется не только демонстрация мощи, но и определенная «скрытность». Скульптурные группы размещаются на фасадах и фронтонах общественных зданий, на набережной и в парках, но часто не бросаются в глаза, а порой совсем незаметны".

То-есть нарочно спрятали свою охрану коммуняки, чтоб народ не увидел, где затаились с ружьями и собаками.

И далее он пишет о фигурах на здании НКВД (на картинке вверху):

"...в центре композиции, фигуры рабочего с молотом и колхозницы со снопом пшеницы традиционны для официальных учреждений эпохи, своеобразие им придают скульптуры пограничников в засаде. В отличие от центрального рельефа с привычными и одновременно аморфными плакатными символами, объемные фигуры красноармейцев с винтовками наготове и с напряженными служебными собаками демонстрируют готовность к решительным действиям. Стоит отметить и двойственность в прочтении сюжета: с официальной стороны изображены воины, готовые защищать советскую родину, с другой — специфика карательного учреждения, размещенного в здании, не могла не привести современника к мысли, что перед ним конвойные «при исполнении».

Вы видите конвойных? Конвойные сидят в засадах с собаками, охраняя рабочего и колхозницу?
Тот мой давний приятель был, вероятно, прав. Если есть заказ, то можно и у Пушкина на картинке найти хрен царизму, можно и в пограничниках рассмотреть конвой НКВД.
Чего только ради банки варенья и корзины печенья не сделаешь?
Tags: Урал, исторические очерки, культура
Subscribe

Posts from This Journal “исторические очерки” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment