
С чувством истинного восторга ознакомился сегодня со статьей Е.П. Алексеева "Гипсовые часовые". Скульптура Урала 30-х г.г.: поиски психологизма".
Но сначала вспомню один из "кухонных" разговоров давней своей советской юности. Сидели мы за рюмкой чая и приятель мне доказывал, что всякий разбор творчества - натягивание совы на глобус.
Он говорил:
"Вот, скажем, увидел пушкиновед на полях рукописи Александра Сергеевича, нарисован мужской половой орган. Пушкиновед тут же выдаёт: "Этим рисунком Пушкин выражал своё отношение к царизму!" А он рисовал это потому что как раз в тот момент о женщинах думал, а не о царе!"
Сейчас СССР нет, царизму никто ничего не показывает. Но есть другие, забавные культурные аналитики. как, например Е.П. Алексеев.
Он, как я уже упомянул, выше, пытается рассуждать на тему скульптуры Урала в тридцатые годы. Цитирую:
"В культуре складывается образ «недремлющей стражи» — бдительных дозорных, неустрашимых часовых, защищающих и одновременно контролирующих установленную границу, заявленное пространство. Они в любой момент готовы отразить и уничтожить врага, как внешнего, так и внутреннего. Отсюда в новых скульптурных формах чувствуется не только демонстрация мощи, но и определенная «скрытность». Скульптурные группы размещаются на фасадах и фронтонах общественных зданий, на набережной и в парках, но часто не бросаются в глаза, а порой совсем незаметны".
То-есть нарочно спрятали свою охрану коммуняки, чтоб народ не увидел, где затаились с ружьями и собаками.
И далее он пишет о фигурах на здании НКВД (на картинке вверху):
"...в центре композиции, фигуры рабочего с молотом и колхозницы со снопом пшеницы традиционны для официальных учреждений эпохи, своеобразие им придают скульптуры пограничников в засаде. В отличие от центрального рельефа с привычными и одновременно аморфными плакатными символами, объемные фигуры красноармейцев с винтовками наготове и с напряженными служебными собаками демонстрируют готовность к решительным действиям. Стоит отметить и двойственность в прочтении сюжета: с официальной стороны изображены воины, готовые защищать советскую родину, с другой — специфика карательного учреждения, размещенного в здании, не могла не привести современника к мысли, что перед ним конвойные «при исполнении».
Вы видите конвойных? Конвойные сидят в засадах с собаками, охраняя рабочего и колхозницу?
Тот мой давний приятель был, вероятно, прав. Если есть заказ, то можно и у Пушкина на картинке найти хрен царизму, можно и в пограничниках рассмотреть конвой НКВД.
Чего только ради банки варенья и корзины печенья не сделаешь?