Анатолий Гусев (gusev_a_v) wrote,
Анатолий Гусев
gusev_a_v

Categories:

Свердловский дирижаблепорт


Дирижабль на фоне причальной мачты свердловского дирижаблепорта

С какой-то стороны хорошо, что свердловский дирижаблепорт не дожил до наших дней, иначе и по поводу его переименования шли бы теперь горячие споры. О том, что вообще в Свердловске был дирижаблепорт я узнал из статьи Ивана Климова о развитии гражданской авиации на Урале.
Он пишет:
"В 1936 г. в Свердловске была построена первая в СССР и самая высокая в Европе экспериментальная мачта по приему дирижаблей, которые планировалось в перспективе широко использовать в народном хозяйстве. Мачта имела как научно-исследовательское, так и эксплутационное значение. Опыт сооружения и эксплуатации мачты намечалось использовать перед запуском ее в серийное производство. Вклад уральцев в развитие отечественного дирижаблестроения не может быть забыт. Это, безусловно, одна из славных страниц в истории трудового Урала в довоенный период».

Меня тема заинтересовала и, обнаружилось, что коллеги из «Комсомольской правды» готовили на эту тему большой и интересный материал. И даже кое-какие фото нашли.
Некоторые фрагменты статьи из «Комсомолки» приведу и я.

Дирижаблепорт строился в 10 километрах от Свердловска, рядом с Нижне-Исетским рабочим поселком, который позже был включен в состав Чкаловского района. Построили его буквально за полгода. Башню возводили на земле в горизонтальном положении. Лишь после того, как она была закончена, рабочие стали ее поднимать.

Инженеры предусмотрели на башне пассажирскую площадку, а на самой макушке мачты - рабочую площадку с причальным конусом. Спуститься на землю пассажиры могли как по лестнице, так и на лифте. А на случай, если с дирижабля надо снять тяжелый груз или отремонтировать его, на башню установили специальный кран, чтобы спускать воздушное судно на землю.

«Дирижабли можно принимать на руки с последующим вводом в эллинг, либо на причальные мачты, - писали уральские журналисты в июле 1935 года. - При приеме на руки нужна команда от 200 человек и больше. При наличии же мачты дирижабли могут принять почти при любых метеорологических условиях и в любое время суток 7 - 10 человек. Сейчас на земном шаре имеется десятка два причальных мачт. Самая высокая, 64-метровая, находится в Америке, в Детройте. Установленная в Свердловске 40-метровая мачта - самая высокая в Европе».

Использовать предполгалась дирижабль «В-6».
Уральские журналисты с гордостью перечисляли его характеристики на страницах газет:
«Основные данные дирижабля «В-6»: длина 110 метров, высота 22, три мотора водяного охлаждения общей мощностю в 780 лошадиных сил. Продолжительность полета - 35 часов без посадки. Дальность беспосадочного полета - 3,500 километров. При этих условиях полезная нагрузка корабля 22 пассажира и 4 тонны грузов. Расстояние от Москвы до Свердловска «В-6» будет проходить при нормальных условиях в 16-18 летных часов без промежуточных посадок».

Есть описания и самого полёта и обстановки в какой находились пассажиры дирижабля.

«В 6 часов 17 минут воздушный корабль взмыл в облака. С 20 людьми на борту дирижабль взял курс на восток, - печатали радиограммы местные журналисты. - Замелькали дачные пригородные поселки. Потом миновали Шатуру и муромские леса. В 11 часов 30 минут утра прошли Арзамас. 400 километров уже отделяли нас от столицы, а мы их прошли совершенно незаметно. В просторной кабине дирижабля пассажир чувствует себя превосходно. Одни читают книги и газеты, другие играют в шахматы, кто-то даже завел патефон. Шум моторов настолько заглушен, что в кабине свободно можно разговаривать. Дирижабль освещен яркими огнями. Приборы, рубка и моторные кабины сверкают десятками электрических ламп. Качка почти совершенно не ощущается».

Но были и некоторые неудобства. Ночью в небе становилось холодно, поэтому, едва стемнеет, пассажиры и сменная вахта забирались в специальные меховые мешки.


Дирижабль пролетает на фоне памятника Я. Свердлову

И для пилотов полеты на дирижабле были не легки.

«Метеорологическая обстановка на первом этапе полета от Гусь-Хрустального до Арзамаса была трудная, мы шли в разрывистых облаках, - рассказывал о полете командир дирижабля «СССР В-6» Иван Васильевич Паньков. - Отсюда до Красноуфимска условия были более благоприятны, но за Красноуфимском погода ухудшилась. Дирижабль попал в чрезвычайно тяжелую метеорологическую обстановку. Земли не было видно. Почти восемь часов мы находились в слепом полете. Скорость корабля оказалась быстрее, чем мы считали. Дирижабль отошел от Свердловска в сторону на 300 километров. Мы долетели до Туринска, а затем повернули на Свердловск, где приземлились в 16 часов 40 мин московского времени. Дирижабль пробыл в полете 34 часа. Материальная часть корабля работала хорошо. Экипаж справился со своими задачами, показал прекрасную сработанность».

Позднее дирижабли во всем мире были признаны не перспективными и не безопасными. И от них повсеместно отказались. Закончилась эра дирижаблей и в СССР.
Причальная мачта простояла в Нижне-Исетске до 1962 года. А затем ее переплавили на Уралмаше как металлолом.
Tags: Свердловск, исторические очерки, краеведение
Subscribe

Posts from This Journal “исторические очерки” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments