Анатолий Гусев (gusev_a_v) wrote,
Анатолий Гусев
gusev_a_v

Category:

Про «региональную идентичность» уральцев



Тема особости уральцев активно подогревается разнообразными грантами, фондами и т.п. Не удивительно, что руководитель ВЦИОМ Валерий Федоров объясняя почему именно в центре Свердловской области вспыхнул протест сослался на региональную идентичность.

«Там сильная региональная идентичность. Вы помните, где Уральская республика была провозглашена? Вот она там и была провозглашена. И там, между прочим, на волне этого протеста и флаги даже кто-то вытащил Уральской республики, парой флагов махали. И, конечно, екатеринбуржцы — это люди самостоятельные, свободные, со своей позицией и с любовью к своему городу, к своему региону, к своему Уралу. Есть города с существенно менее выраженной региональной идентичностью, где строятся храмы в похожих местах, но никакого конфликта это не вызывает», — сказал Валерий Федоров.


Для человека, который ничего не читал о пресловутой «горнозаводской цивилизации» тема может показаться действительно заманчивой. В Первоуральске в инновационном культурном центре существует даже единственный музей горнозаводской цивилизации.
Средства ИКЦ получает из бюджета. То есть, «особость» региона культивируется за государственный счёт.

В интернете огромное количество научных и псевдонаучных публикаций об «уральской идентичности» и «горнозаводской цивилизации».

Один из мифов который культивируется и, видимо, щедро оплачивается – это миф о том, что рабочий класс Урала менее активно поддерживал Октябрьскую революцию, чем рабочие других регионов России, по причине особых уральских взаимоотношений рабочих со своими эксплуататорами.

Эти, особые отношения, между трудящимися и олигархами сложились якобы по причине особой заботы о народе, доброты и щедрости местных заводчиков. Соответственно параллельно с выпячиванием «особости уральцев» шло и прославление олигархов прошлого. Благодаря чему как грибы рождались различные фонды и центры имени Демидовых, Строгановых и т.д.

Некоторые грантовые ученые склонны рассматривать феномен уральского областничества и как идеологию, и как общественное движение.

Я категорический противник того, чтобы выделять в особые «цивилизации» регионы России по принципу отличий феодальной и капиталистической эксплуатации.
Никаких особых отношений на Урале между эксплуататорами и эксплуатируемыми нет и не было. Отличие заключалось лишь в том, что поселения на Урале в массе своей были городами-заводами. Остановился завод – рабочие остались без средств к существованию! Поэтому здесь было мало забастовок, жители городов-заводов редко противопоставляли себя заводчиками или заводскому начальству потому что боялись остаться без работы.

Уволенный за забастовку рабочий в Москве мог найти работу на другом заводе, а рабочий Шайтанского завода никаких шансов найти работу по месту жительства не имел.

А выделять «цивилизации» по степени и формам эксплуатации, полагаю, неправильно. Дескать в Рязани помещичьих крепостных было много – одна цивилизация, а в Пскове преобладали государственные крестьяне – цивилизация другая…

В общем, глава ВЦИОМ либо недостаточно компетентен, либо намеренно напускает туману. На самом деле шумный протест вокруг строительства церкви случился именно в Екатеринбурге только потому что столица Среднего Урала долгие годы служила инкубатором для взращивания двух антисоветских идеологий: церковно-олигархического охранительства и прозападного либерализма.

Поначалу у них был общий враг, так называемые, «совки».
Когда «совки» в регионе на идеологическом фронте оказались повержены, победители начали выяснять отношения между собой.
Вот и вся эта пресловутая «региональная идентичность»!
Tags: Екатеринбург, Свердловская область, Урал
Subscribe

Posts from This Journal “Свердловская область” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment