
Начал читать книгу А. Нурпесова «Кровь и пот». Книга начинается с событий, происходящих в казахском ауле рыбаков на берегу Аральского моря. Дело происходит зимой и рыбу ловят как на Урале зимой, через проруби со льда.
Вот фрагмент:
«Он перетряхивал сети, и руки у него мерзли, а рыбы попадалось мало. И поплавки за ночь вмерзли в лед. Сбросив полушубок, Еламан все рубил, колол тонкий, но крепкий лед и вырубил все поплавки только к вечеру. Он работал и думал обо всем, о прошлом и о будущем и не заметил, как прошел короткий зимний день. Он вспотел, набитые ладони его саднило, он сильно дышал, и пар несло ветром в море. Но все-таки было ему хорошо, потому что хоть и мало попалось рыбы, но все хорошая — усачи и сазаны. И, запихивая в мешок большого желтобрюхого сазана, уже замерзшего и ставшего как полено, он опять подумал: вот приехал бы теперь старик Суйеу, наелся бы сладкой жирной рыбы и был бы сыт и доволен зятем».
Мне стало интересно, каким было Аральское море?
Оказывается было оно довольно полноводным и богатым рыбой.
По данным БСЭ в 1905 году улов рыбы составлял всего 5 тыс. тонн. Но потом начал быстро расти. В 1915 году, видимо, в то время когда происходят описываемые Нурпесовым события, вылавливалось до 50 тыс. тонн рыбы!
Из которой 45% - сазан, 40% - лещ, остальная рыба: плотва ( чабак ), шип, усач, жерех, сом…
После гражданской войны уловы резко упали и в 1925 году было выловлено всего 3 тыс. тонн рыбы. Потом лов рыбы нарастал: в 1946 году – 23 тыс. тонн, в 1980 – 60 тыс. тонн!!!
Для сравнения: в 2010 году во всем Черном море (сравните размеры с Аралом) в 2010 году было выловлено почти в два раза меньше, чем в 1980-м в Аральском - 36 тыс. 117 тонн. Причем 84% этой рыбы выловила Турция. Остальное: Украина, Россия (3%), Грузия.
По Аральскому морю в первые годы советской власти ходили пассажирские пароходы, хотя из-за пустынных берегов судоходство большого значения не имело. В 1925 году от ж/д станции «Аральское море» к устью Аму-Дарьи ходили 4 парохода, 2 моторные шхуны и 1 паровая. Время плавания – 40 часов.
Никогда я там не был. Но всё равно жаль, что нет больше этого моря!