
Многим из нас знаком образ красного комиссара по книгам и фильмам. А какими они были в реальной жизни?
Начать следует с того, что вопреки нашему восприятию институт комиссаров как наблюдателей за возможно нелояльными действиями офицеров и солдат действующей армии, – совсем не наше изобретение. Считается, что первые комиссары встали по правую руку революционных командиров французских полков в ходе Великой французской революции. Следующим этапом, как ни странно, стала Гражданская война в США. Да-да, вы не ошиблись в свободолюбивой Америке за спинами солдат стояли комиссары.
И только после Февральской революции в России появляются первые комиссары. Впрочем, до большевиков их влияние на воинские части было невелико, и часто вопросы, связанные с отвратительной дисциплиной солдатских масс, решались солдатскими комитетами.
Революционный комиссар
По-настоящему роль комиссаров раскрылась только в Красной Армии времен Гражданской войны. Любопытно, что изначально «посланцы партии» были нужны не для привычных нам задач «глаголом жечь сердца» и поднимать залегшие цепи в героические атаки в полный рост. Всё гораздо прозаичнее, как бы ни хотелось этого признавать апологетам Белого движения, большая часть офицерского состава Красной Армии была из так называемых военспецов. А значит, что до 75% офицеров РККА были бывшими царскими офицерами. Естественно, партийное и советское руководство не очень им доверяло и хотело установить за ними пристальный надзор.

К.С. Петров-Водкин «Смерть комиссара»
С этого и началась долгая эпопея комиссарского института в нашей армии.
«В лице наших комиссаров… мы получили новый коммунистический орден самураев, который — без кастовых привилегий — умеет умирать и учит других умирать за дело рабочего класса», — так характеризовал комиссаров создатель этого института Л.Д. Троцкий.
Исполняя обязанности по надзору за военспецами, комиссар в ранней РККА обладал большой властью. Без его подписей не утверждались приказы, он мог и принять командование на себя в случае каких-либо эксцессов.
К 1922 году сформировался и главный «комиссарский» орган в стране. Сначала он так и назывался Главное бюро Комиссаров, затем вошел в состав Реввоенсовета как одно из управлений. И только потом появился знаменитый ПУРККА (Политуправление).
Между двух войн
Интербеллум стал периодом поиска новых военных доктрин и стратегий не только в СССР, но и во всём мире. Красная Армия пережила несколько периодов, связанных сначала с радикальным сокращением численного состава, затем с поступательным численным ростом. Причем если в небольшой РККА до 1935 года, когда начался её рост и были возвращены воинские звания, практически все должности были штатно укомплектованы, то после этого периода командование столкнулось с нехваткой кадров.

Перипетии со статусом комиссаров случались чуть ли не каждые 2-3 года. Их то подчиняли командиру, то опять вводили двуначалие, приравнивая комиссаров и командиров. Менялись воинские звания и должности, а также статус политруков. Не минули их и репрессии. Так, например, Я.Б. Гамарник, начальник Политуправления РККА, застрелился перед собственным арестом. Его сменил Л.З. Мехлис – тоже известный комиссар ещё с Гражданской.

Глава Политуправления РККА Л.З. Мехлис
Комиссары на Священной войне
Однако в дело военных теорий, к сожалению, вмешалась сама практика. И как показали первые бои Великой Отечественной войны, комиссары были всё ещё нужны.

Советский комиссар перед расстрелом 1941 год
Несмотря на противоречивые и зачастую ангажированные оценки их деятельности, сухие факты говорят нам, что комиссары всё-таки помогли в первый период войны выдержать тяжелые удары вермахта.
Так же, как и другие командиры, они участвовали в боях и нередко возглавляли лишенные командования подразделения. Такие фамилии политруков, как Клочков, Погорелов, Турин, вошли в историю, став примером подвигов в начале войны. Полковой комиссар Е.М. Фомин возглавил оборону Брестской крепости, а знаменитое фото политрука Алексея Гордеевича Еремина и вовсе стало символом героизма советских солдат и командиров.
Всего за годы войны 342 комиссара и политработника стали Героями Советского Союза. Интересно, что двое из них – Н.С. Хрущев и Л.И. Брежнев – возглавили СССР в будущем. В вермахте накануне вторжения в СССР был издан знаменитый «Приказ о комиссарах». Согласно ему партийные и советские работники, политруки должны были расстреливаться на месте без суда. Так что, политрук всегда рисковал больше, чем другие красноармейцы, плен был для него невозможен.
Источник