Анатолий Гусев (gusev_a_v) wrote,
Анатолий Гусев
gusev_a_v

Categories:

Как боролись русские на Урале?



Вероятно, у русских живущих на Урале, как и у русских в других местах России существовали различные виды борьбы. В том числе и на поясах. Сейчас принято считать, что борьба на кушаках – это занятие татаро-башкирское.
Якобы пришла борьба на поясах к русским от тюркских народов, которые боролись на поясах без участия ног имитируя, борьбу на конях. На самом деле борьба на конях на Урале существовала с древности у башкир. Называется аузарыш. С борьбой на поясах она никак не связана. Например историк борьбы Андрей Александров считает, что пытаться сделать захват за пояс в аузарыше чревато немедленным проигрышем поединка.
Просто это тот случай, когда многие народы пришли к одинаковой традиции своими путями.

Главное доказательство того, что борьба на поясах существовала у славян издревле, это то, что у западнославянских народов, например у чехов, слово «борьба» - это «за пояс».
И главное преимущество поясной борьбы – в её зрелищности.

Это ситуация как с боксом. Ещё в XIX веке получил распространение сават – бокс французский, где разрешены удары ногами. Потом в России и мире приобретали популярность и бокс таиландский и кик-боксинг, но классический бокс ни один обойти по популярности не смог.
Потому что классический бокс для зрителя прост, понятен.

Так же и борьба на пояса: схватились, один оторвал от земли бросил. Поверженный коснулся земли (ковра) частью тела, кроме ног - проиграл. Все всё понимают.
Не удивительно, что в те годы, когда цирковая французская (классическая, греко-римская борьба) обладала сверхпопулярностью, в цирках помимо показушной борьбы по французским правилам проводилась и реальная борьба на поясах.

Для этой борьбы, которую называли «русско-швейцарской», изготавливались специальные пояса. Свое восхождение на борцовский олимп легендарный Иван Поддубный начинал именно с неё.
Современную же борьбу сейчас не всегда понимают даже специалисты. Соответственно и такая у спортивной борьбы популярность.

Но борьба на поясах была не единственной у русского населения (у белорусов и украинцев традиции борьбы ничем не отличались, хотя сейчас националисты изобретают всякую чушь вроде «боевого гопака»).
Что касается Урала, с которого я и начал, то один из видов русской борьбы на Урале описал уральский писатель Д.Н. Мамин-Сибиряк в книге «Три конца».

Вот описание начала состязаний у мальчишек:
«Боролись не в охапку, по-мужицки, а за вороток, подшибая ногой. По обычаю, каждый боролся три раза».
Потом тем же манером боролись вщрослые:
«Борцы ходили по кругу, взявши друг друга за ворот чекменей правою рукой, – левая шла в дело только в момент схватки. Вся суть заключалась в том, чтобы ловко ударить противника ногой и сбить его на землю».

Сейчас эта борьба называется за-вороток и проводятся по ней соревнования.
Tags: Урал, борьба, история, краеведение
Subscribe

Posts from This Journal “борьба” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments